Татьяна Ларина
Возрождение культурных и нравственных ценностей через приобщение детей к традициям и обычаям русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №100 ОАО «РЖД»
Опыт работы:
«Возрождение культурных и нравственных ценностей через приобщение детей к традициям и обычаям русского народа»
Воспитатель ВКК: Ларина Т. В.
Воронеж 2020 г.
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней,
Старины всей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Темочки:
Вспомним нашу старину!
Вижу улыбки на ваших лицах, и это естественно, потому что уверена, среди присутствующих нет ни одного педагога, который хоть раз не произносил эти простые, до боли знакомые слова. И сегодня, в преддверии великого православного праздника, мне хочется поговорить с вами о приобщении к истории и культуре своего народа.
Несмотря на все современные трудности (постоянный кризис, бесконечные бытовые проблемы, коронавирусную инфекцию) мы с вами живем в удивительное время: наша жизнь не стоит на месте, происходит много разных открытий. На наших глазах меняются наши воспитанники и их родители, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют, познают мир. Порой поток информации поступает очень сложный, большой и дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые по течению. Постепенно теряется интерес к нашим сказкам, играм, им на смену приходят мультики и игры с Запада.
И в семье, и в саду у детей изобилие игрушек, которые покупаются постоянно. Отношение ребенка к ним спонтанное: поиграл и забросил, сломал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека.
Мало кто из родителей сегодня интересуется историей, не знают своей родословной и не передают детям навыки и умения старшего поколения. И это очень обидно.
Я считаю, что нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Мое поколение советских педагогов, на мой взгляд, по праву может считать себя настоящими патриотами своей страны, потому что у нас любовь к Отчизне воспитывалась, прививалась с измальства. Я, например, в детский сад не ходила. Не было такой возможности у родителей шахтеров. И пока они работали в три смены, моим воспитанием занималась бабушка. Сидя рядом с ней у прялки и наматывая шерсть на руку, я слушала ее рассказы про старину, про обычаи, как они трудились в поле, младшие не отставали от старших, потом вместе отмечали праздники, как ее рано сосватали выдали замуж и как она почитала родственников мужа …. Мы ели с ней «тюрю» и я понятия не имела, что это пост пекли из теста жаворонков. А ее сказки…. Она не умела читать и писать, но рассказывала так, что я как завороженная слушала их. Конечно, бабушка и не думала о том, что она во мне зарождала зернышки любви, уже тогда детской гордости за свою, пусть малую Родину. С годами это чувство стало зрелым и я считаю своим долгом пробуждать в сердцах своих детей высокое, чувство любви, уважения к своей родине.
Вот здесь нам и помогает обращение к русским корням, традициям, обычаям. Ведь их не купить в магазине, не найдешь в компьютерных играх, а детям всегда интересно то, что они нигде не видели и не знали.
И сейчас я немного расскажу о той работе, которую мы проводим в данном аспекте.
Формирование представлений у дошкольников о русских традициях носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности, осуществляется в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях детского сада.
Работу в данном направлении начинаем с раннего возраста. Много лет назад мы организовали мини музей «Русская изба». Совместно с родителями постарались воссоздать обстановку русской избы, передающую атмосферу русского быта. Сделали печь, изготовили кочергу, ухват. Родители принесли самотканые половички, лапти, расшитые скатерти, полотенца. В избе оборудовали колыбельку, стол лавками, сундук, даже маленький «скотный двор» в зимнюю пору. В нашем музее есть самовар, чугунок, миски, коромысло, прялка, расписные деревянные ложки и прочие предметы домашнего обихода; на стене висит иконка. Оживили все это самодельными куклами. Дети не только с интересом каждый раз рассматривают эти старинные вещи, но и обыгрывают их.
Перед вами эпизод занятия «Русские традиции здоровье» где дети наглядно демонстрируют традицию семейной «трапезы» : «Вся семья – рассказывают они, - трапезничала за столом, который по православному обычаю всегда ставился в красном углу. «В доме стол – божий престол» - говорили в народе. На столе, обычно покрытом скатертью, всегда стояла солонка и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символом благополучия и достатка семьи. Большая семья рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – большак. Справа от хозяина сидели сыновья, а левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с края лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С богом, начали», - и только после этого начинали кушать».
Спрашиваю детей :
- Из какой посуды ели наши предки? (из глиняной, деревянной)
- Почему за столом непринято было вертеться, спорить, громко разговаривать? (от этого к столу слетятся голодные «злыдни», принесут в дом болезни, голод, нищету).
Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу:
«Хлебушек ржаной – отец наш родной»
«Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска и так и стол доска»
Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято.
А что делали если хлеб падал на пол? (его поднимали целовали, просили у него прощения).
Очень нравится нашим детям, и это стало доброй традицией, выпекать хлебобулочные изделия. На занятии «Москва гостеприимная» дети пекли калачи, и поговорка про них была: «В Москве калачи как огонь горячи!», а при выпечке приговаривали «Хлебушко калачу - дедушка!»
Раз уж мы говорим о хлебе, нельзя не упомянуть обычай встречать дорогих гостей «хлебом – солью» Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословенье. Я говорила уже, что на Руси хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли, к тому же, приписывались свойства «оберега» : Встретить гостя хлебом – солью означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира.
Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома распространится по всему свету. Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя. Ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки:
«Что есть в печи, все на стол мечи»
«Хоть не богат, но гостям рад»
«Гостю щей не жалей, погуще налей»
Ну, а какое гостеприимство без традиционного русского чаепития. /«Чайная гостиная»/
Веду диалог с детьми:
- А кто знает, как изначально на Руси называли самовар? /самогрей/
- А как уважительно величали его в народе?/генерал, Золотой Иван Иваныч/
- Кто изготовил первый самовар? /Братья Лисицины/
- Закончите-ка пословицы и поговорки:
«Чай пить – не дрова рубить»
«Коль здесь чаем угощают – значит уважают»
«Выпью чайку, да позабуду тоску»
«А мы за чаем не скучаем, по семь чашек выпиваем»
«чай пьешь – здоровье … сбережешь»
При подготовке к мероприятиям «Чайная гостиная» и «Москва гостеприимная» дети близко познакомились с творчеством известного русского художника Б. М. Кустодиева, который очень любил отражать в своих картинах не только купеческие чаепития. /«На террасе», «Купчиха за чаем», «Извозчик в трактире», «Родные просторы», «На жатве», «Березовая роща»/, но и широкие праздничные гуляния. /«Масленица»/
Очень интересен тот факт, что в старину Масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание Масленицы – это ее похороны, а блины поминальное угощение. Прошло время и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины – круглые, желтые и горячие, как солнце. Масленицу мы всегда проводим на улице. Детям очень нравится петь обрядовые песни, водить хороводы, кататься на карусели, на конных упряжках, встречать веселых гостей.
Главный зимний праздник Рождество. По нашему мнению, история этого праздника должна звучать как сказка, хорошая и добрая, в которую ребенок поверит и в его душе станет немного светлее и теплее. А ангелы, сделанные своими руками, будут оберегать их.
Стараемся соблюдать главные рождественские традиции : к Рождеству наряжаем елку на улице и украшаем ее самодельными игрушками: колокольчиками, свечками, пряниками, яблочками, а верхушку – звездой, которая ассоциируется с Вифлеемской.
А в рождественский сочельник старшие дети вместе с воспитателями ходят по группам с исполнением колядок. В них они желают хозяевам здоровья, процветания, благополучия, получая в награду угощение.
В ночь перед рождеством и в день Рождества случаются чудеса: люди исцеляются от болезней, сбываются их сокровенные мечты. Но для того, чтобы чудо произошло, надо в него верить. Детям очень важно вселить эту веру в чудо, с которой легче идти по жизни и преодолевать трудности.
Светлый праздник Пасхи мы проводим в форме «Пасхальной ярмарки» и тщательно готовимся к этому мероприятию: знакомим детей с обычаем приветствия – поздравления /«христосованием»/, с ритуальными кушаньями, красим и «катаем» яйца, организуем выставки «Пасхальные краски», в подготовке которых принимают участие все участники образовательного процесса: дети, родители и, конечно, педагоги. Праздник Святой Троицы запомнился не только яркими танцами, но и плетением венков, прославлением русской березы, как символа праздника.
Ни один праздник не обходится без традиционных народных игр. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.
В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка. Любимые игры детей : «Заря – зарница», «Плетень», «Перетяжки», «Петушиные бои», «Силушкой померимся», «Гуси-гуси и т. д. всегда сопровождаются радостными эмоциями.
Обратите внимание на этих мальчишек. Кто из них не мечтал стать русским Ильей Муромцем или Добрыней Никитичем? При работе над проектом «Родина наша – колыбель героев мы тесно сотрудничали (и продолжаем это делать) с городской библиотекой №20, где постоянные гости и читатели.
Результатом работы стало интегрированное занятие «Богатыри земли русской». Дети расширили представление о былинном эпосе, уточнили знания о доспехах и разных видах оружия эпохи Древней Руси, оценили ум богатырей, преданность Отечеству, непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагами.
Ну, а сейчас с поля брани да в баню. А какой русский не любит бани? Баня оказалась одной из самых стойких русских традиций. Невозможно представить, что есть русский человек, ни разу не отведавший густого банного пара, березового или дубового веничка. На наших банных посиделках гости исцелились от множества болезней, сняли накопившуюся усталость, очистили не только тело, но и душу. Все ушли помолодевшими и здоровыми! Ведь не даром говорят в народе о бане :
«Баня парит, баня правит, баня …. на ноги поставит!»
«В бане помылся, что заново родился»
«В тот день не старишься, в который в бане паришься»
Вы заметили, уважаемые коллеги, что сегодня звучит много пословиц и поговорок и это не случайно: в них чувства, величие и мудрость русского народа. Они, как и люди их создавшие, веселят, грустят и плачут, иногда предостерегают. Ни в одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви к Родине.
Хочется обратить особое внимание на значимые, с нашей точки зрения, слова основателя дидактики, великого педагога Яна Амосовича Каменского, который считал, что забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства. Поэтому духовно-нравственному воспитанию мы уделяем должное внимание.
Вот уже на протяжении нескольких лет служителем местной религиозной организации Православный приход храма Казанской иконы Божьей Матери г. Воронежа с нашими детьми проводятся “Уроки доброты и нравственности”. В итоге многие наши воспитанники изъявили желание посещать Воскресную церковную школу при храме. Мы не навязываем детям свои религиозные убеждения, но то, что мы закладываем в их сознании основы нравственной доброты и милосердия, непременно повысит их духовную культуру. Результаты не заставили себя ждать. Дети с пониманием и желанием помочь больным сверстникам активно участвуют в ежегодных благотворительных акциях: «Доктор Книжкин», «Крышка – малышка», «Белый цветок».
В современном мире дети, имея общие представления о стране, гимне, гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать имя президента, столицу, а районы своего города, его достопримечательности, известных людей не знают. Именно поэтому в детском саду налажено сотрудничество с Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования “Дворец творчества детей и молодежи” по проведению кружковой работы по программе “Родной край”. В данный момент, к сожалению, эта работа приостановлена из-за риска распространения коронавирусной инфекции.
Возможно, такая работа проводится и у вас, уважаемые коллеги. Но вот чем мы можем похвастаться, так это приобщением родителей : они – активные участники всех наших совместных мероприятий, помощники в организации, оформлении, костюмировании, привлечении старших детей. Такой тесный союз родителей, детей, педагогов пошел на пользу всем и мы надеемся на его продолжение.
Подводя итог, хочется сказать: традиции живы пока их чтут, берегут, помнят. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков, естественной частичкой бытия. Так давайте же продолжать учить наших детей почтенно и уважительно относиться к культуре своего народа и никогда не забывать народную мудрость : «Без большого корня древа не бывает!»