Ирина Забелина
Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений
▼ Скачать + Заказать документы
К началу дошкольного возраста у ребенка имеется уже относительно богатый эмоциональный опыт.
Дети моей группы довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникаются настроением окружающих их людей. Воспитание у детей гуманных чувств, я начала, прежде всего, с развития способности к сопереживанию и к переживанию вообще. Особо важное, значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с педагогом. Я стараюсь завоевать симпатии дошкольника, тем самым добиваюсь от детей выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения. Для понимания детских эмоций выявляю источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе я добиваюсь единства этих двух моментов - сочетания глубокого понимания ребенком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.
Публикация «Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Организация мной совместного образа жизни детей группы направлена на формирование дружеских доброжелательных отношений, которые предполагают приветливое, вежливое обращение детей друг к другу, умение проявить отзывчивость и сочувствие к сверстникам, оказать необходимую помощь, вступить в сотрудничество для совместной деятельности.
Методы гуманного воспитания детей, которые я использую:
1. Я считаю, что самым действенным методом воспитания гуманных чувств – является действенная любовь к самому ребёнку. Например: ласка, добрые слова, поглаживания.
2. Второй метод - похвала за доброе отношение ребёнка к растениям, животным, другим детям, взрослым.
3. Третий метод – никогда нельзя оставлять без внимания отрицательные эмоции, действия по отношению к другим детям, родителям, животным и т. д. Работу эту провожу с первой младшей группы.
4. В младшем дошкольном возрасте главным методом является – пример взрослого, совместная деятельность с взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения. Например: ребёнок увидит, что вы жалеете другого ребёнка, который плачет, успокаиваете его, и в следующий раз сам пожалеет товарища.
5. Действенным методом воспитания гуманных чувств во всех возрастных группах является упражнение в гуманных поступках, чаще всего по напоминанию и в совместной деятельности с взрослым.
6. Чем старше становиться ребёнок, тем лучше у него получается считывать с лица эмоции и определять состояние человека, поэтому помимо жизненных ситуаций провожу с ними мимические упражнения («грустный», «обиделся», «бедный», «несчастный» и т. д.).
Воспитательно-образовательная работа с детьми по этому направлению в моей группе осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
• организованной образовательной деятельности,
• прогулок,
• наблюдений,
• игр,
• чтение и анализ художественных произведений;
• этических бесед с детьми на тему жизненных ситуаций;
• трудовой.
Значимую роль в воспитании положительных взаимоотношений со сверстниками играет в младшей группе организованная образовательная деятельность. Дошкольники постепенно усваивают правила поведения в процессе коллективной учебной деятельности. Соответствующее содержание знаний обогащает нравственные представления детей. Заметный нравственный эффект дает использование в процессе ООД с детьми коллективных форм сотрудничества при выполнении заданий. Наиболее доступным является объединение детей на основе общей цели и общего результата.
Этические беседы провожу в разных формах - индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально.
К каждой этической беседе предъявляю единые требования:
• опора на жизненный опыт детей;
• соответствие возрасту, и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых ситуаций;
• наличие ситуации выбора и противоречий;
• связь с последующей деятельностью и практикой поведения;
• соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы;
• не спешить помогать ребёнку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.
Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений. На четвертом году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше.
Педагогическое мастерство воспитателя будет проявляться в умении в наибольшей степени активизировать познавательную и эмоциональную активность детей, их самостоятельность в поиске решения предлагаемых ситуаций, сочетать разные средства и методы.
Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем. Поэтому этические беседы на нравственные темы являются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте - это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В сюжетно – ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны.
Руководя играми детей, я чаще всего беру на себя главную роль. Это позволяет наглядно показать детям, как развивать общий игровой сюжет, как строить взаимоотношения с товарищами. С первых дней пребывания в детском саду перед детьми выдвигала требования: делиться игрушками, уступать друг другу, не мешать, проявлять заботу и внимание. Психологической основой ряда требований является самоограничение своих желаний, что в силу особенностей детей младшего дошкольного возраста представляет известные трудности. Необходимо, чтобы требование, которое я предъявляю к ребенку по ограничению своих желаний ради сверстника не вызвало отрицательной реакции. В противном случае оно выполняется только под влиянием авторитета взрослого, не приносит ребенку удовлетворения и не способствует установлению добрых отношений между детьми.
Чтение и анализ художественных произведений: положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, защите.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений между детьми 3—4 лет играет труд. Я привлекаю детей к выполнению совместных поручений, организую - труд рядом, приучаю детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркиваю пользу труда ребенка для всех детей. В младшей группе начала знакомство детей с трудом взрослых. Например, с трудом работников детского сада, раскрывая гуманистическую направленность их деятельности, формируя ответное чувство благодарности и уважения за заботу.
Во время прогулок непосредственно идет формирование эстетического и доброжелательного отношения к окружающей природе в процессе наблюдений, я подвожу ребят к пониманию того, что нельзя без надобности рвать растения, топтать траву и цветы, ломать веточки деревьев. Воспитание любви к родным местам неразрывно связано с воспитанием у детей любви к природе. На прогулках в процессе наблюдений стремлюсь вызвать восхищение красотой природы, эмоциональный отклик в душе каждого ребенка. Чувства детей усиливаются, когда сопровождаю наблюдения природы чтением стихов, находя яркие эпитеты и сравнения.
Таким образом, организация интересной, содержательной деятельности детей, создание в группе атмосферы взаимного участия и заботы, активное побуждение детей к проявлению доброжелательного отношения к сверстникам, планомерное накопление детьми под руководство воспитателя опыта сотрудничества в разных видах деятельности обеспечивают формирование положительных взаимоотношений между дошкольниками в коллективе, воспитание гуманных чувств.
Залогом успешности воспитания гуманных чувств у детей будет являться постоянное взаимодействие с семьей.
Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Любовь детей к матери развивается постепенно от чувства привязанности, нежности к чувству благодарности за любовь и заботу.
В целях воспитания у детей 3—5 лет любви к матери используется ООД и повседневная жизнь. В процессе ООД детям читаю рассказы и сказки о мамах, разучиваю с ними стихи, песни, рассматриваю картины, иллюстрации в детских книгах соответствующего содержания. Часто беседую с детьми о мамах, напоминаю, как они любят своих детей, заботятся о них. Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у детей активную любовь к маме, к близким, сформировать желание проявлять заботу о них, помогать, делать приятное. По моему предложению дошкольники изготавливают несложные поделки в подарок маме, делают рисунки для выставки, принимают участие в утреннике, посвященном 8 Марта.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для форми-рования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных. Формирование гуманных чувств у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых, пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.