Татьяна Еремеева
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма посредством ознакомления с традициями, культурой и бытом народов Башкортостан
Тематический контроль.
Патриотизм – это преданность своему Отечеству и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав Башкирии.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном селе, республике, особенностях традиций народов, ее населяющих, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Публикация «Воспитание у дошкольников чувства патриотизма посредством ознакомления с традициями, культурой и бытом народов Башкортостан» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу, формировать чувство гордости за достижения своих односельчан. Формировать чувство уважения к людям различных национальностей, развивать интерес к истории, культуре, традициям Башкортостана.
В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, доступные пониманию детей фрагменты истории, социальных явлений).
Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному селу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами был составлен план поэтапной работы.
• Анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о родном селе» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего села, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
• Работа с воспитателями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
• Анализ планов работы воспитателей по данному вопросу.
• Мероприятия, проводимые с детьми по патриотическому воспитанию.
• Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка.
• Обобщение опыта работы воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.
1. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Задачи. Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов Башкортостана) в целях формирования личностного отношения к родному селу, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края.
Особой формой повышения профессионального мастерства являются встречи воспитателей в творческой гостиной «Край мой родной – Башкортостан». В детском саду созданы творческие микро-группы педагогов, которые выступают перед воспитателями с сообщениями об обычаях и культуре башкир, татар и русских. В целях обогащения предметно-игровой среды в ДОУ воспитателями изготовлены настольные мини - макеты жилищ народов Башкортостана с предметами быта, выпечкой разных народов. В группах созданы мини-музеи родного края. Оформлены лэпбуки по символике, традициям, играм, народными промыслами Башкортостана.
2. Обобщение опыта воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников
На базе нашего детского сада проведен семинар районного методического объединения на данную тему, где педагоги показали занятия ООД по символике нашей республики в средней группе и ознакомлению с бытом, традициями, историей народов нашего края. В преддверии семинара с детьми была проведена предварительная работа: дети изучали символику нашей Республики, читали рассказы о ее героях, играли в национальные игры, знакомились с историей жизни и быта наших предков, разучивали стихи на русском и башкирском языках, загадки, пословицы и поговорки, разучивали сценки, песни, учились играть на ложках; родители готовили национальные костюмы. Во всех группах были оформлены национальные уголки.
3. Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Основные цели. Формирование духовно-нравственного отношения к семье, селу, республике, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи. Патриотическое воспитание. Самое существенное в воспитании патриотических чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием). Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на участке, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному селу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленению и уборке участков). Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Ознакомление с нашим селом», «Республика Башкортостан – край, в котором я живу», «Защитники Родины», «Наша Родина – Россия», «История, культура, быт башкирского, татарского и русского народа», «Изучение государственной символики Башкирии, России».
Используемые методы работы
• Целевые прогулки и экскурсии.
• Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике села и т. д.).
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Беседы о родном селе, называние улиц, на которых живут дети.
• Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, легенд, прослушивание музыкальных произведений.
• Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
• Воспитание уважения к ветеранам войны, труда, и труженикам тыла.
Были проведены экскурсии в школу, в историко - краеведческий музей, по улицам родного села, к памятнику воину - освободителю, воинам – афганцам, участникам чеченской войны, различным общественным зданиям (больница, библиотека, почта, дворец культуры, военный комиссариат).
Воспитатели проводили беседы : о жизни кочевых племен башкир, о роли огня, о жизни древнего человека, об обычаях башкирского народа. Читают детям башкирские легенды. На занятиях по рисованию дети раскрашивали башкирские сапожки, тюбетейку, украшали юрту (аппликация, рисовали природу родного края. В детском саду прошел конкурс чтецов, посвященный 100-летию образования Республики Башкортостан. Дети играли в народные игры.
Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые праздники : «Масленица», «Сабантуй», «Каз омесэ». Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой ребята знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то красиво танцует, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев.
В нашем детском саду была разработана и осуществлена программа, посвященная 75-летию Победы. В группах созданы уголки Славы и Памяти, которые заставляют наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Воспитанники приносят фотографии своих прадедушек, участников ВОВ, а воспитатели вывешивают их в уголке Памяти. Дети с удовольствием показывают друг другу своих предков и гордятся их подвигами. Отдельно висят фотографии Героев Советского Союза, наших земляков. Разработаны занятия-беседы «Детям о Великой Победе», «Почему война называется Великой Отечественной?», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества».
В детском саду прошел конкурс детского рисунка, посвященный 75 – летию Победы «Наш народ непобедим».
4. Работа с семьей
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду. Проведен конкурс «Моя родословная», в котором активно участвовали родители, нарисовав свое семейное древо. Многие дополнили свое древо фотографиями всех своих родственников. Рассматривая предоставленные на конкурс работы, дети с радостью называют своих дедушек, бабушек, тетушек, упражняясь в правильном назывании своих родственных связей.
Вошла в традицию акция «Собери мусор», в рамках которой воспитатели вместе с детьми поднимаются на смотровую площадку и по пути следования собирают мусор в мешки. Еще одним из направлений сбора мусора является его разделение. Воспитатели сделали специальный экобоксик для сбора отработанных батареек, которые дети приносят из дома, а затем все вместе идут на экскурсию к специальному боксу, куда опускают собранные батарейки, тем самым приучаясь не выбрасывать опасные отходы в контейнеры для сбора бытового мусора. Также в старшей – подготовительной группе ежегодно воспитатели совместно с детьми и родителями сажают кусты и деревья.
На родительском собрании воспитатели освежили в памяти родителей традиции и обряды народов, населяющих нашу республику. Рассказали о выпечке, свойственной нашим народам, а после дали волю фантазии гостей: из соленого теста родители «испекли» макеты различной выпечки. После ее полного высыхания дети раскрасили макеты и покрыли их лаком. Выполненные «национальные блюда» дети используют в ролевых играх, угощая друг друга учпочмаками, вак – беляшами, блинами, губадией, чак – чаком.
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, в процессе подготовки совместно с детьми к различным конкурсам, дошкольники видят примеры патриотизма в повседневной жизни, учатся на опыте своих родных быть патриотами своей Родины.
Выводы по тематическому контролю:
Работа по патриотическому воспитанию, построенная в ДОУ, значительно расширяет знания детей о своей семье, о наших предках, родном селе, республике, стране, воспитывает в них чувство уважения к Родине, помогает вырастить настоящего патриота.
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к своей нации, культуре, традициям, истории; воспринял себя и свое окружение, как часть нашей малой родины, республики и страны в целом.
Рекомендации:
- Педагогам продолжать работу по патриотическому воспитанию, изучать опыт своих коллег в других ДОУ, перенимать и применять их практику в своей образовательной работе.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
- Продолжать обогащать пространственную предметно-развивающую среду по данному направлению.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
- Особое внимание уделять формированию у дошкольников представлений о своей семье, семейных традициях и обычаях, символике Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
- продолжать осуществлять работу с родителями по патриотическому воспитанию детей через разнообразные формы взаимодействия.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
старший воспитатель Т. Л. Еремеева.