Анна Яковлева
«Воспитание творческого воображения детей через нетрадиционные методы развития»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.
Публикация «„Воспитание творческого воображения детей через нетрадиционные методы развития“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач - во - первых необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; во - вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и поэтому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в детском саду рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определенные способности: Зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаз и рук, владение кистью рук. Кроме того занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему, важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми.
Детскому художественному творчеству посвящено немало книг и исследований. Ведущий специалист в этой области Т. С. Комарова пишет: «Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство - изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и школе».
У многих детей творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей необходимы определенные условия и целенаправленные занятия.
Сегодня я хочу рассказать о нетрадиционных формах рисования. Следует отметить, что в зависимости от возраста способы, которыми дети овладевают в рисунке, могут быть различными по своей сложности. Первое время простые и цветные карандаши - основной графический материал. И только со временем, постепенно дети узнают об изобразительных возможностях фломастеров, маркеров, гелевых ручек, восковых мелков, пастели. Но главное, конечно, не в количестве и большом разнообразии материала и инструментов, а в участии взрослого. Занятия по развитию художественных способностей дошкольников можно определить как совместную творческую деятельность взрослого и ребёнка, т. к. предполагают равное участие обоих в поиске образца, способах его воплощения на бумаге, в выборе цвета карандаша и прочих материалов.
Хорошо знакомый всем один из изобразительных методов - РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ. Во время работы нужно следить, чтобы пальчик ребенка оставался прямым, чтобы малыш работал подушечками пальцев, не размазывая краску по листу, стараясь не выходить за контуры рисунка. Также пальцем можно проводить различные линии и закрашивать целые поверхности. Следует показать детям, как окунуть палец в краску и отпечатывать следы на листе бумаги. Объяснить, что рисовать пальчиками очень интересно, а испачканные ручки можно вытереть мокрой тряпочкой, а после занятия помыть.
Незабываемые ощущения дарит процесс рисования акварельными красками на мокром листе бумаги. При этом речь идет не о том, чтобы нарисовать что-то определённое. Дети прежде всего, получают возможность просто повозиться с красками как таковыми.
Для этого на стол или на пол нужно постелить клеёнку. Намочить лист бумаги для акварели (просто окунув в таз с водой или под краном) и положить на клеёнку. Следует следить за тем, чтобы дети выбирали яркие, чистые краски, ни в коем случае не брали чёрные тона, чтобы не появилась грязь на листе. А если лист наклонить, то краски станут стекать и получится новый узор. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать различные очертания, плавные переходы, смешение красок. Хорошо рисовать по сырому цветы, радугу, очень красиво получается.
Одним из возможных художественных приёмов является контурный РИСУНОК ЛАДОШКИ ребёнка, который служит основой для графического изображения. Каждый новый рисунок «скрыт» в контуре ладошки. Увидеть его можно с помощью нескольких линий, которые превратят контуры пальчиков в деревья, грибы в корзинке, ветку рябины, птицу и т. д. В этой технике главный инструмент рисования - собственная ладонь ребёнка. Краску нужно наносить на внутреннюю сторону ладони и прикладывать её к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить большой широкой кистью, либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. Перед началом занятия подготовить краски: развести гуашь и разлить тонким слоем в блюдце. Подготовить рабочее место: на стол стелить клеёнку, в тазик налить тёплой воды для ополаскивания рук. Но не все дети могут решиться опустить ладошку в краску, Это нужно учитывать и не нужно заставлять их, пусть рисуют смелые, кто хочет. После первых экспериментов многие захотят попробовать. Сначала можно попробовать рисовать всем вместе на большом листе бумаги. После этого предложить детям нарисовать ладошки на отдельных листах бумаги. Нужно вызвать у детей положительные эмоции и сформировать у детей интерес к этой технике рисования. Не критиковать маленького художника и не торопиться переходить к новым заданиям.
Нужно дать ребенку время освоиться в любой новой технологии. Если она пришлась малышу по душе, поощряйте выполнение им собственных композиций. Процесс творчества должен совершаться естественно, добровольно и не принуждённо.
МЕТОД ТЫЧКА как увлекательный способ рисования, не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причём не обязательно правильной формы и только прямыми линиями. Прежде чем приступать к обучению детей рисованию с помощью тычка, важно понять технику рисования тычком. Гуашь должна быть густой, кисточка - жёсткой, и самое главное, сухой, то есть ее не нужно перед началом рисования окунать в воду. Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. Тонирование бумаги лучше всего делать накануне занятия - акварельной краской широкой кистью. Использование ваты или губки вместо кисти исключается.
Кисточку при рисовании нужно держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка и правдоподобнее изображение на рисунке.
Первый способ - НАПЫЛЕНИЕ. Художники давно применяют напыление красок как технический приём в рисовании. Правда для этого они придумали специальный прибор - аэрограф, а нам пойдет обычная зубная щётка. Освоить этот приём не очень сложно. После нанесения краски на кисть необходимо держа щётку над листом, провести по ней плоской палочкой или карандашом по направлению к себе. Щетинки распрямляются и как катапульта начинают «бомбордировать» лист бумаги маленькими каплями. Главное - не ошибиться с направлением движения палочки, иначе все капельки полетят не в цель и наоборот. В начале надо освоить напыление брызгами на отдельном листе бумаги, а затем можно приступать к рисованию различных рисунков, с помощью трафаретов.
Нанося краску разными способами, можно добиваться различных эффектов; например, когда нужно передать лёгкость предмета, его пушистую или, наоборот, колючую поверхность, когда возникает потребность создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому или передать на бумаге сложные состояния природы: дождь, снег. Эти и другие задачи легко решаются при помощи напыления (набрызгивания) краски.
Другой необычный способ - рисование с использованием ПАРАФИНА (воск, стеарин). На наших занятиях мы пользуемся обыкновенной свечкой. Эта техника рисования, также даёт широкий набор средств, для обогащения колорита создания фантастических фактур и для передачи сложных явлений природы.
Можно рисовать свечкой по другому.
Конечно, сама свеча рисовать не может, нос её помощью можно отделить один слой изображения от другого. Это приём чем - то похож на приём кулинара - кондитера, когда тот печёт торт «Наполеон» и наносит слой крема между двумя коржами. Рисунок заготовка - это первый корж. Потом на него наносится слой парафина - это наш «крем». Во время рисования необходимо следить за тем, чтобы парафином был покрыт весь лист целиком. И, наконец, третий слой, краска. Когда краска высохнет, можно процарапать рисунок.
При процарапывании можно всю поверхность листа тщательно натереть восковыми мелками нежных тонов. Затем поверхность закрасить черной гуашью. Чтобы черная гуашь хорошо ложилась, добавить каплю шампуня или жидкого мыла. Когда краска хорошо просохнет, следует, использовать спицу или заточенную деревянную палочку, процарапать рисунок.
В своей работе мы еще применяем рисование деревьев разными способами: губкой, концом кисточки, углем, зигзагообразные деревья.
Рисование губкой.
Нужно взять акварельную краску и кончиком кисти нарисовать ствол и ветви дерева. Смочить в воде часть губки и обмакнуть ее в краске, и осторожно прикладывать ее окрашенной стороной вокруг верхушек веток. Зигзагообразные деревья.
Используя зеленую краску, нарисуй три дерева, сужающихся по направлению к верхушке ствола, а потом землю. Проведи кончиком кисти от верхушки дерева вниз по стволу расширяющуюся линию. Не закрашивай часть ствола у основания дерева. Таким же зигзагообразным способом нанеси немного чистой воды вдоль всего ствола.
На курсах нас познакомили рисованию деревьев двумя кисточками. Интересный, необычный способ, потому что участвует и левая рука. Вначале рисуем ствол, затем левая рука рисует ветки с левой стороны, а правая рука ветки с правой стороны. Листья рисуем мазками разных цветов.
Следующий нетрадиционный вид рисования - отпечатки из засушенных листьев. Очень интересный способ. Листья красим гуашью и прикладываем к альбомному листу. На бумаге получаются красивые отпечатки, хорошо видны прожилки, форма листьев, на которые дети не обращают внимания, можно придумать разные узоры.
Очень нравится детям рисовать цветными карандашами «Радужное рисование». Дети знакомятся с цветами радуги.
Сначала простым карандашом нарисовать на листе рисунок. При закрашивании вначале нужно нажимать на карандаш посильнее, а затем ослабить нажим. На слабый карандашный тон накладывать следующий цвет так, чтобы оба тона смешались и плавно перетекали один в другой. Чтобы легче запомнить порядок цветов в радуге, нужно выучить поговорку - каждый охотник желает знать, где сидит фазан - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если дети не могут запомнить эти слова, можно из цветного картона вырезать круги или квадраты по цветам радуги.