Елена Николаева
Воспитание речевой активности детей посредством русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
1. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Публикация «Воспитание речевой активности детей посредством русского фольклора» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
2. Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движения, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.
Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.
Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребенка.
2.1. Потешка - первое художественное произведение.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, напевки. Роль таких форм в воспитании детей трудно переоценить.
В ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка; поэтому я в своей работе часто привлекайте к предметам, животным и людям: «Утка шла по бережку, серая по крутому» Наблюдая как вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет с помощью потешек организовать его поведение. Потешки являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок.
Работая с детьми младшей группы, нужно держать в памяти большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.
Работая с детьми, видишь, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особенно эффективно использование потешек в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжелого расставания детей с родителями мне хорошо помогало переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петухи и т. п., сопровождая движение игрушки чтением потешки.
Правильно подобранная потешка помогала установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии ко мне -воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать к детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбию и верности.
2.2. Пословицы, поговорки - краткие изречения.
Пословицы и поговорки - это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, которые понятны детям более старшего возраста. Сложились поговорки на основе огромного жизненного опыта. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь - людей насмешишь». Пословицы можно использовать не только на занятиях, но и в режимных моментах, например: «Тяп-ляп - не выйдет корабль». В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Они заинтересовывают детей, заставляют их рассуждать, сопоставлять содержания пословиц и поговорок.
2.3 Загадки - форма словесного народного творчества, образной народной речи - получили свое признание в работе с детьми. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир.
Составить загадку - значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку - ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера, на основе которого сейчас состоит обучение в младших классах согласно ФГОС. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы. Детям предлагают такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.
2.4 Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение нужно уделить народным подвижным играм. быта. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками. Пока ребенок еще мал, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми с потешками, красочными игрушками, играми прибаутками, например «Ладушки» и «Сорока-ворона». Неизменным спутником народных игр всегда была песня. И, начиная с младшей группы, с детьми надо много петь. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».
Хорошие игры есть у многих народов, а некоторые вообще очень похожи, например, горелки, жмурки. На всех играх водящего выбираем с помощью считалок. Это "своеобразные формулы речи, отсчитываемые под рифму поговорки и песни, употребляемые до сих пор в наших детских играх, были без сомнения, уже за несколько сот лет в употреблении" - писал Е. А. Покровский. Всяких считалок на Руси было великое множество. Оказывается, еще в далекие времена наши прапрабабушки и дедушки говорили те же слова, что и наши дети сейчас.
2.5 Сказка - источник неисчерпаемого богатства русского языка
Продолжая работу по развитию речи детей, нельзя не обратиться к сказкам. Большое количество сказок создано народом для детей. Народная сказка всегда была любима детьми и тогда, когда не было книг, и в наши дни, когда имеется детская художественная литература. Народ создал увлекательные и в тоже время простые и художественные по форме сказки, содержание их разнообразно и интересно.
Драматических конфликт, столкновение характеров, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, свойственные сказкам, короткие выразительные диалоги, простота и образность языка -все это создает благоприятные условия для развития речи детей.
Во время работы над сказками подчеркивайте и обращайте внимание детей на определенные, резкие и густые цвета: "темная ночь", белые лебеди", "красное солнышко", "синее море". Такие выражения помогали развивать красоту и эмоциональность речи; говорила, что вещи в сказках имеют запах, отчетливые формы, яркие цвета.
В сказках детей захватывает напряженность сюжета, неожиданность, опасность, превращение, борьба добра и зла, которая приобретая разные формы, проходит через сказку. Каждый приобретая, разные формы, проходит через сказку. Каждый раз, после чтения или рассказывания я вижу, как дети радуются благополучному концу, победе справедливости, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость и трудолюбие. Дети очень внимательно слушают и смотрят сказки.
2.6 Игры - инсценировки - естественная среда для развития речевой активности детей
Можно отметить, что совершенствованию, обогащению речи, активизации речи, конечно же, способствуют игры - инсценировки, драматизации сказок. С малышами можно проводить игры - инсценировки по потешкам, песенкам, прибауткам, а с детьми старшей группы драматизировать сказки. Вначале с детьми заучиваются тексты, потом учат вождению кукол (настольных, плоскостных, пальчиковых). Тексты выбираются таким образом, чтобы ребенок мог поупражняться с ситуативной речи и чтобы активизировался словарь.
Работая над спектаклями, не преследуются цели обучения детей актерскому мастерству. Старайтесь создавать ненапряженную, радостную обстановку, которая располагает детей к творческой игре и свободной речи. Участие детей в инсценировках, спектаклях дает детям возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Все игры-инсценировки лучше развертывать в присутствии зрителей, это были дети из других групп и, конечно же, взрослые. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко, выразительно, ясно говорить. Подготовку к инсценировке проводят по следующему плану:
1. Подготовка к спектаклю.
2. Распределение ролей.
3. Подбор атрибутов.
4. Показ сказки.
5. Обсуждение
Подготовительная работа проводится для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного текста, затем в вопросо-ответной беседе выявить свойства характера каждого персонажа: каковы должны быть его манеры речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивала детей на творческий лад.
Не имеет никакого значения, какую роль исполняет ребенок -робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
Таким образом, игры-инсценировки способствуют внутреннему раскрепощению ребенка, умением владеть своим телом, тренировке нервно-психических процессов, основным средством развития речевой активности детей. Вместе с тем, нет ничего интереснее, чем наблюдать за импровизацией детей. И для любого родителя это будет самым ценным. Ведь они могут увидеть внутреннее «Я» своего ребенка.