Татьяна Кукарская
Воспитание основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
детский сад комбинированного вида № 6
140180 г. о. Жуковский Московской области
ул. Серова д. 2
тел: (48) 4-32-32; (48) 0-07-77
ОГРН 1075013000985, ИНН/КПП 5013054997/504001001
Сообщение на педсовете
«Воспитание основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
Подготовила:
Публикация «Воспитание основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Зам. зав. по ВМР Кукарская Т. Б.
Жуковский.
2017
Охрана жизни и здоровья ребенка, защита его от неблагоприятных условий окружающей среды, формирование основ безопасности жизнедеятельности – основные задачи нашегогосударства, что отражено в российском законодательстве: Конституция РФ, «Закон об образовании РФ и других.
Первоочередной задачей ФГОС ДО также является охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6).
В соответствии с ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное развитие (п. 3.4).
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» отмечается, что в современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Решение этой проблемы возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры воспитанников в области безопасности жизнедеятельности, обучение поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Перед дошкольным учреждением и семьей возникают следующие задачи:
• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
Безопасность является важным условием личностного роста, самоактулизации человека. Ее отсутствие приводит к неправильному развитию личности, возникновению страхов, фобий, акцентуаций, сужению круга общения, духовному и культурному обнищанию.
Дети-дошкольники в силу своих социальных и психологических особенностей оказываются самой уязвимой категорией населения. У них часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий, эмоциональность, доверчивость. Острые социальные проблемы современности особенно выражено сказываются на детях.
Многочисленность и сложность опасных ситуаций определяет необходимость специально организованной работы с дошкольниками.
Решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию культуры в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных ситуациях.
Ребенок-дошкольник полностью зависим от взрослого, которые должны создавать безопасные условия для жизни ребенка и научить его основам безопасного поведения, а это должно происходить в тесном контакте с родителями, так как родители являются основными наставниками ребенка.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности, формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
• развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• формирования положительного отношения к себе;
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
• формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его ко встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают примером для подражания.
Работа в этом направлении носит систематический, целенаправленный характер.
Ребенок является на свет для счастливой и долгой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, далеко не всегда так бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человек сталкивается с массой ситуаций, которые несут в себе угрозу его здоровью и жизни. Дети в силу своих физиологических особенностей не могут самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.
«Зри в корень», - говорил гениальный Козьма Прутков. Давайте вместе «позрим», что же такое «безопасность», «безопасный». В словаре русского языка С. Л. Ожегова говорится: «Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь». Безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.
Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Не смотря на успехи науки и техники, мы часто бессильны перед стихийными бедствиями: землетрясениями, ураганами, наводнениями и другими грозными явлениями природы. История помнит случаи, когда они уносили тысячи и даже сотни тысяч жизней! Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают там, где человек успел существенно переделать или «дополнить» природу. Ведь высокий уровень технического развития современного общества, который позволяет нам жить удобно и безбедно, одновременно ведет к возможности аварий в сфере производства. Такая авария перерастает в настоящую катастрофу.
В повседневной жизни мы также сталкиваемся с чрезвычайными ситуациями. Иногда они касаются многих людей, а иногда только нас и наших близких. Это дорожное происшествие, пожар в квартире или на даче, укус змеи или потеря ориентировки в лесу и многое другое. Есть еще одна группа опасностей – это угроза терроризма, угроза локальных вооруженных конфликтов и уличных беспорядков.
Таким образом, формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности - избегать; при необходимости – действовать.
Одной и из главных задач ДОУ является формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Взрослые люди должны адаптировать маленького человека к реальной среде обитания.
В. Н. Кузнецов определяет культуру безопасности как «процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи, общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемленных рисков, угроз, опасностей и вызовов».
Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка как процесса индивидуального развития, основанного на усвоении социального и культурного опыта: норм, системы ценностей, знаний, моделей поведения и общения. Одной из функций культуры является обеспечение безопасности человека и человечества в целом.
Важную роль в реализации данной функции играет образование.
К. Д. Ушинский писал, что «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Выбор форм, методов и приемов воспитания, обучения и развития детей также должен определяться «естественными основаниями», т. е. тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям.
В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Для того, чтобы безопасно действовать в самых разных ситуациях, ребенку необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и о многом другом. В процессе усвоения знаний осуществляется интеллектуальная подготовка детей к безопасности жизнедеятельности, направленная на формирование готовности к решению неординарных проблем. Данная работа осуществляется за счет интеграции всех образовательных областей. Обучающие или проблемные ситуации могут стать частью занятия, проекта, экскурсии, наблюдения, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой, режиссерской или театрализованной игры.