Ирина Долгих
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с историей родного города
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм – это и преданность своему Отечеству,
и стремление сделать все возможное, чтобы
сохранить культурную самобытность каждого народа,
входящего в состав России».
В. А. Сухомлинский
Вопрос нравственно-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Современный ребенок находится в беспредельном информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с историей родного города» размещена в разделах
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, где воспитание, а не обучение, является приоритетным.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Актуальность данного направления заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является, накопление ими социального опыта жизни о своём селе, городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Опыт показал, что огромное значение для дошкольников имело ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города – Старый Оскол. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети научились осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщились к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития детей 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом стала возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Одной из эффективных форм работы в этом направлении является посещение экскурсий в Краеведческий музей. Мероприятия, проводимые по краеведению, воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей малой родине пробуждают у детей потребность, желание и интерес получить как можно больше информации о родном городе. Именно в процессе экскурсий дошкольникам представляется возможность максимально наглядно и глубоко погрузиться в историю малой Родины и ее обычаи, что способствует эффективному усвоению детьми знаний, полученных ранее о родном крае, помогает установить взаимосвязь между событиями и явлениями.
Дошкольники узнали о том, как жил и развивался наш город в прошлом с момента его рождения, о важных событиях, которые проходили в городе.
Помимо общего расширения знаний о животном мире, воспитанникам удалось познакомиться с богатством и многообразием животных родного края.
Зал этнографии помог дошкольникам не только погрузиться в ушедший быт оскольчан, но и познакомиться с ремеслами, уже давно потерявшими свою актуальность.
Рассказы о земляках, особо отличившихся в истории не только нашего города, но и отечества в целом, помогли заострить внимание детей на весомом вкладе в Великую Победу. Подвиги уроженцев Старого Оскола доказывают на деле любовь к своей Родине и сквозь года должны быть освещены, как неоспоримый пример доблести и мужества во имя своей Отчизны. Воспитанники поддержали ту мысль, что спустя много лет люди должны помнить об исторических событиях, о грозных военных годах, чтить память о погибших, отдавших свою жизнь за счастье людей. Именно заслуги перед Родиной позволили увековечить их имена в названия улиц, школ, в их честь воздвигнуты памятники.
Залы «Политических событий ХХ века» и «Воинской славы» помогли закрепить знания детей о родном городе, систематизировать их, связать их с историей России, чтобы дети осознавали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны.
При помощи не только рассказов и бесед, но и посещения экскурсий, дошкольники много узнали о своём городе, изменили своё отношение к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям прославившим город, бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту природы и значимость малой родины в масштабах страны.
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой родине.