Елена Ерошенко
Воспитание нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истокам традиций родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач современного общества – духовно –
нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего
поколения.
В проекте «Доктрина образования в Российской Федерации»
подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание
патриотов России, граждан правового, демократического, социального
государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истокам традиций родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
терпимость».
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический
процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым
близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это – корни, связывающие
его с родным домом и ближайшим окружением.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время
предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что
патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с
духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов,
родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими,
незабываемыми.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог
сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические
особенности региона, где он живет. Он должен продумать, о чем рассказать
детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно
показать связь родного города со всей страной. А самой главное,
необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город, и всегда
помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно
заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в
родной местности, стороне, человек похож на иссушенное растение перекати
– поле».
Мы живем и работаем на Донской земле. Наш край богат своими
обычаями, традициями, его населяют многочисленные народы.
В 2004 году нашему детскому саду МБДОУ «ЦРР- детский сад№21» г. Шахты Ростовской области был присвоен областной статус «Казачье образовательное учреждение».
На протяжении долгих лет мы решаем важную задачу
приобщения детей к истории и культуре Донского края, развития
ценностного отношения к миру и воспитания будущего гражданина –
патриота своей Родины, достойного сына и дочери своей семьи.
Для решения поставленной задачи творческой группой педагогов ДОУ
была разработана план – программа «День Дона». Содержание работы было
определено в соответствии с базисной программой «От рождения до школы»,
и региональной программой «Родники Дона»
Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной.
Планируемая работа разделена на три блока:
1- й блок «Природа Дона»;
2- й блок «Жизнь и быт казаков»;
3- -й блок «Культура Дона».
Тематическое планирование составлялось с учетом народного
календаря.
В младшей группе календарь становится той системой временных
опор, которые структурируют время жизни детей и фиксируют в их сознании
сезонные изменения в природе. В младшем дошкольном возрасте
патриотическое воспитание идет через ознакомление детей с ближайшим
окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни.
В средней группе народный календарь становится основой для работы
по ознакомлению детей с природой Дона, бытом казаков. Также, в средней
группе, гражданско – патриотическое воспитание начинается с совместной
работы педагогов, детей и их родителей по созданию альбома:
«История моей группы».
Такой альбом, пополняем в течение 3-х лет, включает: фотографии, рассказы родителей об индивидуальных особенностях детей, герб группы, созданный детьми и воспитателем, генеалогические деревья семьи.
Начиная со средней группы, педагоги ставят перед собой цель
познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его
территорией, улицами, прилегающими к территории детского сада. Одним из
основных методов работы стали экскурсии и целевые прогулки, во время
которых дети узнают больше о своем селе, учатся видеть изменения,
происходящие вокруг, знакомятся с названием улиц, узнают, почему или в
честь кого они так названы, рассматривают здания разного назначения.
В старшей группе народный календарь дополняется историческими
датами, связанными с легендарными героями Дона. Отмечая памятные даты,
дети приобщаются к истории и культуре Донского казачества, страны, у них
формируется интерес к истории родного края, с полученными знаниями дети участвуют в различных всероссийских патриотических проектах и являются победителями.
Старшие дошкольники знакомятся с картой Ростовской области,
разнообразием природного мира, красотой и богатством Донского края с
помощью иллюстраций, гербариев, фотографий. Детям рассказывают о
людях разных национальностей, проживающих на территории Ростовской
области.
В подготовительной группе у дошкольников формируется
«собственное – Я», которое включает осознание себя, как части народа,
наследника казачьих традиций.
В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими
определенные знания об окружающем, поставлена задача сформировать у
них более полные и точные представления о своем городе поселке, крае, стране.
Знакомство детей с родной страной началось с карты России, на
которой дети могли увидеть обширные просторы Родины, ее природные
зоны, республики и округа. В подготовительной группе воспитанников
знакомят с символикой России.
Старшие дошкольники продолжают знакомиться с творчеством
донских поэтов и писателей, таких как Шолохов, Дятлов, Чумаков, Васильев
и другие, художников: Греков, Крылов, Сарьян.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено
в желании и потребности трудиться на благо Отечества, поэтому педагоги
стараются поощрять деятельность ребенка, в основе которой лежит
стремление сделать что – то для других людей, родных, детского сада, села.
В ДОУ существует традиция : посещать музей воинской славы в кадетском корпусе им. Бакланова, поздравлять ветеранов с Днем Победы.
К детям приходят гости – казаки, участники боевых действий, труженики тыла, «дети» войны, для которых они готовят праздничный концерт, дарят цветы и
сделанные своими руками открытки. В дни памятных дат воспитанники ДОУ
возлагают цветы на мемориале «Жертвам фашизма» погибших в Великой Отечественной войне, посещают музей боевой и трудовой славы, расположены в МОУСОШ №27,в клубе им. Л. Б. Красина.
С большой гордостью наши воспитанники принимают участие в праздничных концертах, посвященных Дню Победы, Дню матери, Дню пожилого человека и др. В воспитании у детей любви к родным местам, формировании
уважения и интереса к людям других национальностей, большую роль
играют праздники и развлечения. Участие в праздниках «Покров на Дону»,
«Покровская ярмарка», «Рождественские святки», «Масленица», «Со светлой Пасхой», «Праздник русской березы» (Торица, «Спасы» и других, основанных на русском и казачьем фольклоре, вызывает эмоциональный отклик у детей, позволяет лучше узнать обычаи и традиции Донских казаков.
Полученные знания закрепляются как в праздниках и развлечениях, так
и в играх, творческой деятельности (конструировании, аппликации,
рисовании).
Отношение к родной стране, краю передается от родителей к детям. Во
всех начинаниях мы опираемся и всегда чувствуем поддержку семей наших
воспитанников. Они активные участники в реализации наших программ и
проектов.
Родители принимают активное участие в оснащении музея казачьего
быта, во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ. Традиционными стали
выставки совместного творчества детей и родителей «Осенние фантазии»,
«Озорное чучело», «Многообразие вековых традиций».
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно в
процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю,
интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни,
осознания причастности к судьбе Родины.
Для отслеживания результатов используется диагностика ценностного
отношения у детей дошкольного возраста к культуре и истории Донского
края. А также викторина для воспитателей «Знаешь ли ты свой край?»,
анкета для родителей «Знаете ли Вы свои корни?».
Диагностика детей, с которыми проводилась работа, показала, что у
них появился интерес к краю, где они живут. Этот интерес проявился в
детском творчестве, от детей он передался и родителям. 87% родителей по
результатам анкетирования считают, что в детском саду необходимо
работать по данному направлению.
Сформировалось ли у детей чувство любви к Родине, об этом говорить
пока рано, но крупинка уважительного отношения к людям, к истории,
культуре, обычаям и традициям родного края появились.
Литература:
1. Астапенко Г. М. Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков 17-
20 веках – Ростов н/Д, 1994 г.
2. Астапенко М. П. Хрестоматия по истории Донского казачества. Ростов
н/Д, 1994 г.
3. Брудная Л. И. Энциклопедия обычаев и обрядов. СПб, 1996 г.
4. Журналы: «Управление ДОУ» №4-2008г, №8 – 2006г,
«Старший воспитатель» №1,2 – 2007г
5. Левченко В. С. История Донского края. Ростов н/Д, 2005г
6. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л. Ценностно – смысловое развитие
дошкольников (на материале истории и культуры Донского края).
Ростов н/Д, 2005г.