Татьяна Мишина
Волшебный материал — тесто
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного у маленького ребенка. Особая острота восприятия это то, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство. Современная педагогическая наука рекомендует лепить из теста детям с самого раннего возраста в целях развития пальчиков рук и речи, как явлений взаимосвязанных друг с другом.
Публикация «Волшебный материал — тесто» размещена в разделах
Лепка из теста развивает воображение, оба вида мышления – логическое и абстрактное, а также художественные способности ребенка. Занятия лепкой именно из теста рекомендованы детям по многим соображениям. Соленое тесто вполне безвредный материал, легко отмывающийся и не оставляющий следов. Оно не липнет к рукам и хорошо сохнет на воздухе. Готовое изделие не теряет форму, и играть с ним безопасно.
В своей работе воспитателем в детском саду я уже практиковала лепку из пластилина, голубой глины. Ознакомившись с книгами таких авторов, как: Е. В. Рубцовой «Фантазии из соленого теста» (2008г., К. Силаева, И. Михайлова «Соленое тесто» (2004, И. Кискальт «Соленое тесто» (2001г., Н. В. Зимина «Шедевры из соленого теста» (2010г., я решила попробовать использовать в своей работе по лепке – соленое тесто. Рецептура соленого теста проста. В нем присутствуют три обязательных компонента: мука, поваренная соль, вода. Количество воды зависит от сорта муки. Лучше всего для изготовления изделий подходит белая пшеничная мука, хотя использовать можно и любую, какая есть в доме. Соль должна быть мелкой, поэтому лучше всего подходит «Экстра». Воду брала ледяную, для большей эластичности теста.
В такой пропорции мука:соль= 2: 1:0,5, т. е. 2 стакана муки, 1 стакан соли, и 125 мл. воды. Можно использовать и другой рецепт: 1 стакан муки и 1/3 стакана соли смешать в миске. Постоянно помешивая долить воды, чтобы тесто получилось густым, как для приготовления пельменей. В тесто можно добавить и другие компоненты. Это могут быть крем для рук (1 ст. ложка, сухой обойный клей (1-2 чайные ложки) для придания прочности изделию, просеянный крахмал (1 ст. ложка) для пластичности.
Приготовление теста.
1. Посыпать стол мукой.
2. Взять глубокую миску, налить в нее воду, всыпать соль, размешать до растворения кристаллов.
3. Постепенно всыпать просеянную муку и вымешивать, добиваясь однородности и эластичности массы.
Тесто должно получится достаточно крутым. При необходимости в мягкое тесто можно досыпать соль и муку. Делаю это так: насыпаю на дно миски по 1 ст. ложки муки и соли, перемешиваю и прижимаю к этой смеси шар теста. Затем сминаю его и так до получения теста нужной консистенции. Если оно крошится, добавляю немного воды. Готовое тесто кладу в полиэтиленовый пакет и помещаю в холодильник, примерно на 2 часа. Там же хранят неиспользованное, оставшееся после работы тесто.
Приготовление теста с добавками.
1 способ.
1. Всыпать в миску 1 стакан соли, 2 стакана муки и перемешать.
2. Влить 1 ст. ложку растительного масла, и добавить 125 мл. воды и снова перемешать.
3. Месить массу руками, как обычное тесто.
2 способ.
1. Соединить в миске соль с крахмалом и клеем, влить воду и перемешать.
2. Добавить небольшими порциями муку и вымешивать массу, пока не получиться крутое тесто.
Приготовленное тесто мы с ребятами старшей группы решили использовать для приготовления хлебобулочных изделий на выставку «Пасхальная ярмарка» и для сюжетно – ролевой игры «Магазин». Дети с энтузиазмом лепили бублики, баранки, тортики, батоны, пасхи, печенье, халы и др.
После лепки сушили наши «продукты» на групповых подоконниках, под солнечными лучами в течение 7 дней. При сушке изделия потрескались. Ребята кисточками и водой глазировали (размывали трещинки). Воду брали понемногу, чтобы не нарушить рисунки на изделиях, которые они делали штампами (колпачками от фломастеров, коктельные трубочки). После просушки вылепленных изделий на солнце, подрумянили их в духовке, на алюминиевой фольге, предварительно смазавших взбитым яйцом примерно один час. Изделия получились, как настоящие. Дети с удовольствием играют ими в сюжетно – ролевые игры «Семья» и «Магазин».
После проделанной работы, мы приходим к выводу, что работа с тестом способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувство ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.