Цомаева Альбина
«Волшебные слова». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• формировать у детей представления о волшебных словах; о том, что волшебные слова делают человека воспитанным, культурным; учить формулам благодарности;
• развивать умение общаться, подбирать «вежливые» слова;
• воспитывать уважение друг к другу, к старшим.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
Ход занятия
I. Оргмомент.
- Ребята, когда вы пришли сегодня в детский сад, как вы приветствовали друг друга? (Привет. Доброе утро. Здравствуйте.)
II. Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
Темочки:
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Стук в дверь. Входит Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята. (Подходит к детям и здоровается.)
- Ой, а где это я? (В детском саду.)
- Точно? (Да)
- А какой это детский сад? (Детский сад № 96)
- Ух, ты, сколько у вас здесь игрушек, машинок, кукол! А вот и карандаши, и краски. И даже пластилин. И что? Играть вам всем этим разрешают? (Да, разрешают.)
2. Создание проблемной ситуации.
Буратино: Везёт же вам! Как здорово, когда всего много и всем можно играть, рисовать, лепить, строить.
А вот Мальвина такая вредная, что ничего не даёт. Я хотел у нее краски взять, а она мне их не даёт.
Воспитатель: Буратино, а как ты думаешь, почему Мальвина не даёт тебе краски?
Буратино: А что тут думать-то! Вредная она. И ещё думает, что я буду носом рисовать.
Но нет, я-то теперь знаю, что носом рисовать нельзя.
Воспитатель: Ах, Буратино! Дело тут совсем не в этом. Вот скажи, как ты просил краски?
Буратино: Как, как! Да очень просто! Дай мне краски, я хочу рисовать!
Воспитатель: Ребята, правильно Буратино краски просил?
Дети: Нет, конечно, неправильно.
Буратино: Как это неправильно! Всё правильно! Я всегда так прошу!
А однажды я даже плакал и кричал ей: "Дай мне краски! Я хочу краски!"
Воспитатель: Буратино, ты не правильно просил.
Ребята, давайте ему поможем.
Обращается к Буратино.
- Присядь с нами, Буратино. Сейчас ребята тебе помогут. Слушай внимательно и не вертись.
Воспитатель: Ребята, вспомните, с каким рассказом В. Осеевой мы с вами недавно познакомились?
Дети: Мы познакомились с рассказом "Волшебное слово".
Буратино: Подождите, а что такое волшебное слово?
Воспитатель: О каком слове идёт речь в рассказе?
Дети: О слове "пожалуйста".
Буратино: И что же в этом слове такого волшебного?
Дети: Когда это слово говорят вместе с просьбой, оно как будто дарит тепло, доброту и любовь, то есть творит волшебство, просьбу сразу хочется исполнить.
Воспитатель: Вы правы, ребята. А вспомните, пожалуйста, как надо это слово говорить?
Дети: Тихо и глядя прямо в глаза.
Буратино: Так просто! И после Мальвина даст мне краски!
Дети: Конечно, даст.
Буратино: Ой, ребята, как вы мне помогли. Я это слово теперь всегда Мальвине буду говорить.
Воспитатель: Подожди, мы не поняли. Ты что слово" пожалуйста" только Мальвине будешь говорить?
Буратино: Ну да, а кому ещё? Она будет давать мне свои игрушки и краски.
Воспитатель: Буратино, ты так ничего и не понял.
- Ребята, подскажите, кому ещё можно говорить слово " пожалуйста"?
Дети: Маме, папе, бабушке, воспитателю, друзьям. Да, всем, кому захочешь.
3. Обыгрывание ситуаций.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем. Представим следующие ситуации.
1. Милана пришла вечером домой из детского сада. И ей захотелось, чтобы мама почитала сказку. Как ей нужно попросить?
Милана: Мамулечка, прочитай мне, пожалуйста, сказку.
Воспитатель: Верно.
2. Дамир, ты прибежал к бабушке на кухню. А там она печет пирожки. Как ты попросишь?
Дамир: Бабуля, угости меня, пожалуйста, пирожком.
- А когда бабушка угостит тебя пирожком, что ты ей ответишь? (Спасибо)
Воспитатель: Молодец.
3. А если Оля бегала на улице и нечаянно столкнулась с Валентиной. Что Оле нужно сказать? Как извиниться?
Оля: Прости меня, пожалуйста. Я нечаянно.
Воспитатель: Верно, Оля. Спасибо за ответ.
Буратино, теперь ты понял, что слово "пожалуйста" нужно говорить не только Мальвине.
Буратино: Я понял. А для чего говорят "спасибо"?
4. Чтение рассказа В. Сухомлинского "Для чего говорят «спасибо»?"
Воспитатель: А для того, чтобы это узнать, послушай, пожалуйста, вместе с ребятами внимательно рассказ В. Сухомлинского "Для чего говорят "спасибо "?"
- Так для чего же говорят " спасибо"? (Ответы детей и Буратино.)
5. Физминутка.
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
6. Игра с мячом " Скажи волшебное слово"
Воспитатель: Ребята, я буду бросать мяч каждому из вас, а вы мне в ответ будете говорить какое-нибудь волшебное слово.
(Спасибо, благодарю, будьте добры, пожалуйста, до свидания, будьте любезны, доброе утро, добрый день, извините, до свидания.)
Воспитатель: Вот видишь, Буратино, сколько волшебных слов существует. Ты их, пожалуйста, запомни. Они тебе обязательно пригодятся.
Буратино: Да, очень много. Ребята, вы мне так помогли. Теперь я понял, что волшебные слова нужно говорить приветливо, глядя в глаза. И говорить их не только Мальвине.
За вашу помощь мне я хочу подарить вам подарки - разноцветные фломастеры. И сказать вам " спасибо" за вашу помощь.
Буратино дарит подарки, прощается с ребятами и уходит.
III. Рефлексия.
- Кто приходил к нам в гости? (Буратино)
- Какую проблему мы помогли ему решить? (Он не умел пользоваться волшебными словами.)
- Чему мы его научили? (Научили использовать в речи волшебные слова)
- Давайте ещё раз вспомним: что такое волшебные слова?
- Зачем, с какой целью нужно использовать в нашей речи волшебные слова?
- Вы - большие молодцы. Спасибо за вашу активность на занятии.