Валентина Юрьевна Иванцова
«Волшебной музыки страна!» — опыт работы по развитию восприятия музыки.
▼ Скачать + Заказать документы
"Волшебной музыки страна!"
из опыта работы музыкального руководителя
МКДОУ «Детский сад № 2 «Дюймовочка» станицы Георгиевской»
Иванцовой Валентины Юрьевны.
«…Прекрасное побуждает доброе»
Д. Б. Кабалевский
Публикация «„Волшебной музыки страна!“ — опыт работы по развитию восприятия музыки,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эти слова выдающегося педагога я всегда беру за основу в своей работе. Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. В настоящее время издаются новые программы, совершенствуются технологии музыкального воспитания, отмечается интенсивное развитие теории эстетического воспитания. Но одно в жизни остается неизменным: это вечная музыка с её неумирающими классическими, детскими, народными произведениями и вечные «больные» проблемы» - Жизнь, Добро, Любовь, Честь, Труд, Творчество, Красота…
У музыки есть свои секреты. Не каждый взрослый (будь то даже родители) может близко соприкасаться с миром детства, а лишь те, кому дана эта возможность – музыкальные руководители детского сада. Нет, мы не готовим профессиональных музыкантов, мы «врачуем» души наших малышей. Вместе с ними мы мечтаем, фантазируем, грустим, веселимся, уносимся в другой, самый замечательный мир музыки! Именно музыка стимулирует умственное развитие детей, дает духовную пищу и радость общения.
А моя сегодня главная цель сделать жизнь ребенка содержательнее, духовнее, приобщить к истинным ценностям, а еще воспитывать хороший вкус.
Прежде всего, я определила для себя конкретные задачи.
Первая задача – пробудить у детей интерес к музыке, научит детей слушать и слышать, внимать, открывать разную музыку, входить в неё, погружаться, пере-живать, следовать, следить за мелодией, развитием содержания действия, замечать что-то новое, познавать, различать части, образы, оценивать.
Поднять общую музыкальность – это моя вторая задача. Ведь посредством слушания музыки у детей развиваются и обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.
Третья задача – привить ребенку вкус к хорошей музыке. Я думаю, очень важно с малых лет создать для ребенка благоприятную музыкальную среду, знакомить с доступными их восприятию образами современной, классической, народной музыки.
А четвертой задачей является формирования знаний об основных элементах музыки (мелодия, лад, гармония, её создателях и исполнителях, музыкальных инструментах, подведение детей к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, предоставления детям свободы самовыражения, ощущения чувства интеллектуальной и эмоциональной раскованности.
Музыка – сложное искусство! Я начинаю работать с детьми в возрасте от 1,5 лет и провожаю их в школу. На этом пути продолжительностью в несколько лет ребята систематически и последовательно, от простого, к более сложному знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Из многолетнего опыта я пришла к такому выводу: только хорошо продуманные занятия, только систематическое слушание музыки в младших группах помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её. Эти условия помогут получить прекрасные результаты у детей от рождения без явных музыкальных способностей.
Свои занятия с самыми маленькими (от 1,5 до 3 лет) я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза, сказки. Если слушаем песенку «Зайка» (муз. Карасевой, то обязательно в руках у меня - игрушка. Воспитатель может прочитать о нем стихотворение, взяв игрушку обыграть содержание песни. А на следующих занятиях «зайка» - активный участник: «слушает», как дети поют, «смотрит», как танцуют, обязательно играет с детьми. На последующих двух- трех занятиях «зайка» может спрятаться и тогда дети ищут его и сюжет развивается дальше: «зовут» зайку песенкой, хлопками, узнают настроение зайки, что он делает. А зайка может «постучать и прийти» в гости с подарками (новым диском, иллюстрацией, музыкальными инструментами, с другом – игрушкой кукольного театра. Эта структура занятия остается, когда «приходит кукла», «где–то плачет киска», «прилетела птичка», «спрятался петушок», «потерялась собачка». Это вызывает истинный восторг у детей. Малыши стараются активнее вести себя, внимательнее, заинтересованно слушать (причем до конца, понимать содержание, запоминать, а значит, становятся эмоциональнее.
На каждом занятии с малышами стараюсь использовать или детские стихи или иллюстрации, просто загадки – отгадки (иллюстрированные книги, заводные игрушки. Сколько радости доставляют они детям!
Многие годы считала, что в репертуар для слушания в младших группах должно входить 16-18 произведений в год. Причем, половина из них, вокальные. Практика показала, что малыши могут слушать, и слушают внимательно, воспринимают гораздо большее количество пьес и песен. С большим удовольствием, интересом слушают музыку на различных инструментах, особенно знакомые мелодии. Нравятся детям оркестровое исполнение в записи, звучание шумового оркестра в исполнении взрослых и детей старших групп.
Как же я распределяю материал для слушания? Возьмём сентябрь – октябрь. В сентябре дети слушают «Дождик» М. Раухвергера (с использованием иллюстраций, стихотворения, металлофона, треугольника, «шелестелок»). Вместе с воспитателем знакомим с песней «Танец осенних листочков» А. Филиппенко. В этом же месяце даю слушание инструментальной музыки, которую раньше дети слушали, но в записи или исполняю на другом инструменте. Через 2-3 занятия предлагаю послушать малышам «Дождик»,но уже композитора Г. Лобачева. Вначале играю на фортепиано, а затем в ансамбле с воспитателем. Воспитатель простукивает 2 часть ритмическими палочками, коробочками, на металлофоне, треугольнике (варьировать по желанию).
Обратила внимание, что дети младшего возраста легко воспринимают песни, исполненные без инструментального сопровождения. Стала использовать музыкальные сказки:«Колобок», «Веселый теремок», «Мишки -шалунишки». И вот тут поддерживаю внимание, интерес у детей с помощью игрового, танцевального творчества, дидактических игр. И только, как обучающие, но и как воспитывающие красоту. Для этого я стараюсь изготавливать яркие, красочные пособия.
Научив детей слушать маленькие пьесы с интересом, понимать инструментальную музыку, я постепенно перехожу к интересному методу: рассказу, иллюстрированному музыкой. Обычно это доминантное или комплексное занятие. В рассказ включаю два, затем три и даже четыре пьесы. Рассказ мой короткий, он объясняет содержание музыки. Это «В саду» («Бабочки», «Полька», «Дождь» («Кап-ли дождя», «Сильный дождь», «Гром» и опять «Сильный дождь», «Что случилось в лесу», «Деревья качаются», «Зайчики», «Медведь идет», «Зайки убежали».
Процесс работы в средней группе остается прежним. Правда, теперь детям доступны более тонкие музыкальные нюансы, они уже обладают определенными знаниями и умениями. Дети различают f и p, верхний и нижний регистр, быструю и медленную музыку, могут чувствовать характер музыки, выражать свои чувства словами, рисунком, движением. Вместе с детьми пробуем передавать настроение инструментальных пьес. Дети воспринимают музыку как сиюминутное действие.
В работе со старшими детьми у меня есть свои секреты.
В самом начале года дети слушают звуки. И с детьми мы отправляемся на экскурсии. Слушаем звуки улицы, звуки парка, звуки леса. А где же можно услышать, увидеть музыкальный звук? И тогда мы идем в музыкальную школу. Там можно и увидеть и услышать музыкальные звуки, разные музыкальные инструменты. А понимание того, как появляется звук, - это своеобразная опора в процессе восприятия музыки. Знакомство с настоящими музыкальными инструментами, с характером инструментом и внешним видом – первый шаг к звуковому образу.
У нас в станице, да и в городе, редко появляется возможность увидеть театр (балет, оперу, концерты симфонических оркестров, духовых, народных.). Поэтому все увиденное и услышанное увлекает и завораживает их. Когда в детском саду дети слушают музыку, они с радостью узнают знакомые голоса инструментов, у некоторых появились даже любимые – они-то и вызывают наибольший восторг, эмоциональный отклик.
Чтобы дети лучше поняли прослушанную пьесу, я предлагаю им создать свой музыкальный этюд. Так, например, слушая «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского, дети старались изобразить зимний лес (нежные елочки, дубы – богатыри, снежинок, которые в разных частях музыки изображают метель, а на вторую часть – настоящую бурю. Для понимания детьми характера музыки, даю её в сравнении (песня «Снежинки» В. Шаинского, «На тройке» П. И. Чайковского).
Очень нравится игра «Копилка». Дети пополняют свой словарный запас, «заполняют» свои «копилки» красивыми, необычными словами. Привлекает детей музыкальный домик, где можно «услышать», что в нем делают, на чем играют, сколько девочек поют, сколько мальчиков, какие звуки звучат по высоте, длительности. Свои знания в определении характера музыки дети показывают с помощью цвета красок. Ребенок рисует не только музыку во время её звучания, сколько себя, своё настроение и восприятие. Дети создают свои «музыкальные картины»: «Осень в лесу», «Зимние потехи», «Сказка в музыке», «Весеннее утро», «Летние картины» и другие. Но, не всегда дети имеют навыки рисования, особенно, если эти дети не посещали детский сад, много пропускали. Поэтому я предлагаю использовать краски, карандаши для раскрашивания характера музыкального произведения на готовом эскизе (раскрашивать). Музыка звучит не только на занятиях. Очень интересны встречи в музыкальной гостиной. «Музыкальная копилка» - так называется кружок, где дети знакомятся с новой, в основном классической и детской музыкой. А для этого я собрала фонотеку из классических произведений, народной музыки, детских песен и альбомов. Слушая музыку, дети не всегда могут сдержать свои желания. Я с удовольствием разрешаю им потанцевать, представить себя «кудахтавщими петухами и курами», «послушными ослами», «обитателями аквариума»; украсить музыку звучанием музыкальных инструментов.
Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «легкая» музыка. Они слышат её везде: дома, по радио, в парке, в транспорте. Думаю, что музыкальное разнообразие необходимо, но при этом, важно учитывать огромное воспитательное воздействие и предпочтение отдаю классической музыке. И все-таки, почему классическая музыка, а не рок, джаз, эстрада? Да, потому, что классика как бы разговаривает с детской душой на доступном уровне, не опускаясь до упрощения и вульгаризации, а, затрагивая то, что взрастит эмоциональный опыт, опыт со радости, сочувствия, сотворчества, содействия.
«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» Н. А. Ветлугина.
И я очень рада, что в детском саду есть музыкальный зал, куда приходят дети и с радостью попадают в страну волшебной музыки!