ИРИНА ЖДАНОВА
Добровольчество (волонтерство) как фактор развития социальной активности обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Жданова И. В. ,
воспитатель МКОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
«Верх-Чебулинсий районный детский дом»
п. г. т. Верх-Чебула, Кемеровская область
Добровольчество (волонтерство) как фактор развития социальной активности обучающихся.
Публикация «Добровольчество (волонтерство) как фактор развития социальной активности обучающихся» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В педагогике понятие «социальная активность» рассматривается как свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней и внешней деятельности по преобразованию себя и социума. Необходимость развития у детей социальной активности отражено в целях и задачах стандартов нового поколения, результатом которой должно стать воспитание нравственного, гармоничного и ответственного гражданина России.
В самом общем определении социализация «есть процесс и результат социального формирования детей и молодежи, включения их в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения». Результатом социализации ученые называют социализированность личности.
В социализации ребенка самый продуктивный период - школьный, в котором формируется ценностная устойчивость и гибкость (наличие собственных взглядов и умение аргументировать свою точку зрения, появляется устойчивый интерес к чему-либо, ответственное отношение к делу, людям, умение понимать другого человека, сотрудничать в группе, наличие жизненных планов, толерантность, реализация в разных видах деятельности.
Уверены, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся. Сложность этапа социализации обусловлена разнообразными системами ценностей и взглядами на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, учителя, сверстники и т. д., а также стремлением добиться определенного статуса и играть свою социальную роль. Возрастает значение социальной микросреды, товарищеского окружения. Именно волонтерская деятельность способна удовлетворить потребности обучающихся : готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, само развиваться и самосовершенствоваться.
Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.
Волонтерство - это понятие, которое возникло с появлением человечества, на основе благотворительности, бескорыстности и помощи нуждающимся. Оно обретало новые формы на протяжении многих веков.
В современном мире волонтерство - это добровольный труд, осуществляемый людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей и решение проблем общества.
Волонтерская деятельность представлена в различных добровольческих организациях, которые активно функционируют и развиваются в России и за рубежом.
В волонтерских движениях принимает участие активная молодежь не равнодушная к проблемам других людей, своей деятельностью молодые волонтеры решают достаточно острые, социально значимые проблемы, что, несомненно, способствует интенсивному общественному развитию. Любой желающий в нашей стране может оказывать волонтерскую помощь, для этого достаточно просто прийти в какую-либо организацию, изъявить желание и от ее имени оказывать помощь нуждающимся. Волонтерство полезно не только для тех людей, которым оказывается помощь, но и для общества в целом, волонтер активно преобразует социум и самого себя. Особое значение — это утверждение приобретает в отношении молодежи, так как молодежь находится на стадии развития, а их деятельность в составе волонтерского движения закладывает в них такие качества как милосердие, человеколюбие толерантность и многие другие качества которые просто необходимы современному обществу.
Сфера компетентности добровольческой деятельности — это сфера заботы, внимания, социального участия и защиты. Это непрофессиональная сфера занятости людей, по собственной воле принимающих на себя ответственность за заботу о людях, окружающей среде, состояние культуры и др.
Сферой компетентности добровольчества выступает поле безвозмездной деятельности, в котором не действуют экономические формы расчета и вознаграждения. Поэтому здесь не работают условно-договорные, юридические отношения в рамках взаимной прагматики. Забота — это односторонний процесс, она требует постоянной отдачи, вложений, усилий, непрестанного внимания и т. д. без ожиданий симметричной взаимности.
Волонтерская деятельность может стать одним из продуктивных видов деятельности, которые помогают достичь личностных результатов, таких как активное участие в общественной деятельности, проявляют гражданскую активность, способны к социальным преобразованиям, а также обладают возможностью самостоятельного выбора принципов, норм, образцов мышления формируют собственную точку зрения, творческий подход к делам и нестандартное решение ситуации.
Социализация - процесс и результат социального формирования школьников, включения их в социальные отношения.
В социализации ребенка самый продуктивный период школьный, в котором формируется ценностная устойчивость и гибкость, появляется устойчивый интерес к чему-либо, ответственное отношение к делу, людям, умение понимать другого человека, сотрудничать в группе, наличие жизненных планов, толерантность, реализация в разных видах деятельности.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности, учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым навыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.
Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!
Склонность молодежи к индивидуальным и нерегулярным формам общественного участия во многом затрудняет рост ее организованной гражданской активности. Вместе с тем во многом такие предпочтения общественного участия связаны с низким уровнем информированности молодежи об институализированных вариантах социальной активности, в том числе о некоммерческих организациях.
Привлечение молодежи к общественной деятельности не может быть успешным без активной информационной поддержки различных общественных (гражданских) инициатив.
Основным источником информации об общественных инициативах некоммерческих организаций на сегодняшний день являются неформальные связи с другими людьми («сарафанное радио», в то время как средства массовой информации используются для этих целей недостаточно активно.
Слабо используется и потенциал Интернета, особенно для целевого обращения к молодежной аудитории, которая, по данным всех исследований, значительно чаще, чем представители старшего поколения, обращается к этому источнику получения информации. С помощью Интернета молодежь может регулярно получать информацию об общественных и социальных событиях, об акциях, мероприятиях и других общественных действиях.
Литература
1. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995, №4. - С. 29 - 35.
2. Волонтер и общество. Волонтер и власть. Научно-практический сборник. /Сост. C.B. Тетерский. Под ред. Л. Е. Никитиной. -М. : Academia, 2000 160 с.