Галина Кузнецова
Проект «Волейбол для дошкольников»
Актуальность
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Публикация «Проект „Волейбол для дошкольников“» размещена в разделах
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Теоретическое обоснование проекта
Пионербол – одна из любимейших игр детства. Можно сказать, что она является облегченной версией волейбола, так как поведение игроков на площадке, да и правила самой игры во многом схожи с волейбольными. Научиться играть в пионербол совсем не сложно. В него играют, начиная с дошкольного возраста. Даже дошкольник старшего возраста с легкостью понимает правила пионербола. Однако это не делает игру менее зрелищной и увлекательной.
Эта замечательная игра воспитывает такие качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость, реакция. Кроме этого, идет становление личностных качеств ребенка: умение дружески относится друг к другу, играть командой, формируется настойчивость, самостоятельность и дисциплинированность. Обучая игре в «волейбол» мы приобщаем детей к традициям большого спорта.
Решение проблемы формирования физического развития в дошкольном возрасте является краеугольным камнем в воспитании гармонично развитой, здоровой и, что не менее важно хорошо подготовленной к школе личности.
Гипотеза: я мы предполагаем, что игры с мячом на занятиях по физической культуре будут эффективной формой работы по умению организовать активный отдых детей и соревновательные элементы.
Цель проекта : умение вызвать у детей интерес к занятиям физической культурой, укрепление и развитие всех основных групп мышц, обогащение двигательного опыта детей 6 – 7-го года жизни.
Проблема исследования: поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним; «дефицит» движений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дошкольники, здоровье дошкольников.
Предмет исследования: занятия с мячом по физической культуре как форма работы детского сада.
Руководитель проекта : инструктор по ФК Кузнецова Г. Ю
Срок реализации проекта : краткосрочный – 1 месяц (август 2021 г.).
Участники проекта :
Дети 6-7 лет;
инструктор по физической культуре;
воспитатель.
Образовательные задачи:
1. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
2. Научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне.
3. Познакомить дошкольников с историей игры волейбол, пионербол.
4. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
5. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
6. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
2. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Оздоровительные задачи:
1. Вовлекать в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме.
2. Способствовать развитию пространственных ориентировок и координации движений.
3. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
4. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Ресурсное обеспечение проекта : литература, спортивный зал, спортплощадка, инвентарь.
Методы обучения: наглядные: показ физических упражнений, слуховые и зрительные ориентиры (мяч, волейбольная сетка, конусы); словесные: описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания; практические: повторение движений, применение элементов соревнования.
Содержание и этапы реализации проекта
I этап
анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта по заявленной теме;
разработка конспектов НОД;
беседа с детьми о разновидности мячей и их видах;
беседа с детьми о волейболе, просмотр видеоролика;
техника безопасности на занятиях с мячами.
II этап
апробация системы физкультурных занятий в ДОУ;
изучение правил игры в волейбол (см. Приложение 1);
изучение упражнений, связанных с волейболом (подача мяча, передача мяча, бросок через сетку, блокирование и т. д.);
использование фотоотчета в работе с детьми (создание стенгазеты).
III этап
проведение с детьми соревнований на базе детского сада;
создание методической копилки по опыту работы;
подведение итогов, анализ результатов работы с детьми;
создание рекомендаций для повторного внедрения проекта;
использование фотоотчета в работе с детьми (оформление фотовыставки в группе).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила в игре волейбола :
1. Две команды. Состав команды от 3 до 8 человек в каждой
2. Подача выполняется броском одной рукой через сетку
3. С мячом можно делать не более трех шагов по площадке, после чего его необходимо либо передать игроку по команде, либо перебросить через сетку.
4. Разрешается совершать не более одного паса в атаке.
5. Игра проводится из двух или трех партий до 25 очков. Если счет в партии достигнет равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.
Команда теряет право на подачу если:
1. Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами ограничительных лент или антенн;
2. Мяч коснулся пола на своей площадке;
3. Подача выполняется не с места;
4. Сделано более трех шагов с мячом в руках;
5. Сделано более одного паса при атаке