Раиса Карасева
Консультация «Вокальные упражнения на занятиях логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вокальные упражнения на занятиях логопеда»
Логопедия тесно связана с вокалом, так как речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому, элементы вокала в логопедии, как вспомогательное средство, довольно часто применяется в коррекции речевых нарушений.
Используя вокальные упражнения в работе с детьми с нарушениями речи, можно решить множество речевых проблем и добиться следующих задач непосредственно в игре, так как на занятиях всегда преобладает игра, ведущий вид деятельности дошкольников.
1. Формирование у детей правильного речевого дыхания.
2. Формирование навыка выразительной речи.
3. Формирование интонационной речи.
4. Формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукопроизношения, певческого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.
Все психические процессы – память, внимание, воображение и мышление развиваются с прямым участием речи, поэтому устранение речевых дефектов важно для нормального развития человека.
Вокальные упражнения хорошо сопровождать музыкой, и хорошо, если логопед и музыкальный руководитель работают в тандеме.
Логопедическая работа часто направлена на снятие напряжения, зажатости, активизации работы речевого аппарата (губ, языка). В этих случаях вокал приносит большую пользу. Очень полезно использовать в работе вокальное дыхание – короткий вдох, долгий выдох и умение правильно направлять выдыхаемый воздух.
Приемы, используемые при выполнении вокальных упражнений, помогают корректировать моторный механизм нарушенного произношения путем артикуляционной гимнастики – активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка.
Пение способствует развитию речевых процессов, оказывает влияние на артикуляционную и общую моторику, память. Роль пения при коррекции речевых функций трудно переоценить, особенно это относится к детям: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этими проблемами. При пении слова плавно перетекают друг в друга и сливаются с музыкой. Когда человек слушает, как поют другие, то старается попасть в такт, при этом ненужные акценты речи сглаживаются.
Пропевание отдельных фраз – прекрасное упражнение, которое не только способствует исправлению речевых дефектов, но и тренирует дыхательный аппарат. Ребенок учится так регулировать дыхание, чтобы распределить выдох на всю фразу, не делать дополнительного вдоха до ее окончания. То есть он учится соизмерять глубину и частоту вдохов с фразами музыкальной речи.
Для достижения эффективности при работе с детьми с речевыми расстройствами учитываются следующие принципы:
Принцип систематичности;
Принцип наглядности;
Принцип доступности;
Принцип постепенного повышения требований;
Принцип развития;
Принцип всестороннего развития;
Принцип комплексности.
Из этих принципов можно выделить основные направления и средства коррекционной работы.
Основные направления и средства коррекционной работы
№ Направления Средства коррекционной работы
1 Коррекция речевых нарушений. Работа над звукопроизношением, интонационной стороной речи, речевым дыханием, чувством ритма и темпа Специальные упражнения, стихи, песенный материал для артикуляционной и дыхательной гимнастики, выработки интонации, развития силы голоса и его выразительности
2 Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, координации Различные виды движений, ходьбы и бега; упражнения на балансире, с предметами и без предметов, с пением, проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища.
3 Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств Упражнения на передачу эмоционального образа, характера музыки, выразительности движений, волевую саморегуляцию
4 Активизация интеллектуальной деятельности Усвоение понятий через выполнение заданий на логическое мышление, сравнение, анализ, синтез, передачу впечатлений
5 Исполнительская деятельность Танцы, песни, игра на шумовых и музыкальных инструментах. Участие в праздниках, конкурсах, спектаклях
6 Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, ощущений, восприятия (сенсорных систем) Упражнения на активизацию наблюдательности, пополнения объема памяти, распределение внимания. Игры с сенсорным материалом, с предметами и без них
Привожу пример вокальных упражнений и игр, которые я использую в своей логопедической работе.
Игры на формирование правильного дыхания
(быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом)
1. «Ароматный цветок»
Дети на полянке срывают цветочек. Коротко, но глубоко вдыхают его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
2. «Надуваем шарик»
Упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делает вдох носом и медленно ртом вдыхаем его а «шарик». Дуть надо осторожно, не торопясь, чтобы шарик не лопнул.
У кого получится дуть дольше всех и надуть большой шарик, тот и выиграл.
3. «Шарик лопнул»
Встать ровно, в руках (между ладошек) держать воображаемый шарик. Но шарик оказался с дыркой. И он начинает сдуваться. На звук «С-С-С-С» шарик медленно сдувается. Задача детей – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони руг к другу (шарик уменьшается).
4. «Ныряльщики»
Ныряем под воду.
Вдох носом, и сразу же зажимаем его пальцами, приседаем на корточки, и потихоньку выдыхаем. У кого дыхание закончилось – «всплывает» на поверхность воды (поднимается на ноги).
Игры на формирование протяжного, напевного звучания голоса
1. «Нарисуй мелодию!»
Рисуем кисточкой мелодию песни (рисуем голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисти от бумаги».
2. «Песенка»
Песенка – это ниточка, которая тянется ровно без узелков. Тянем и пропеваем гласные звуки.
3. «Игра с мячом»
Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь также ровно и протяжно, как катится мячик.
Упражнения для развития дикции и артикуляции
В этом помогают скороговорки.
1. Проговариваем скороговорки с разной звуковысотностью: то
сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
2. Проговариваем скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость.
Скороговорки на отработку различных звуков:
1. Звук «Ж». Жук летел-жужжал, жужжал, Жук бежал-жужжал, жужжал, Жук на ветку сел, сказал: Ж-жжу. Как я жужжать устал!
2. Звук «К». Кукушка квакушке весь день куковала, Квакушка кукушке на это сказала: Какие прекрасные в песне слова! И громко заквакала: -Ква! Ква-ква-ква!
3. Звук «Ш». Сшила Шура мишке шапку и штанишки, Сарафанчик милый Шура зайке сшила. Шарфик Шура сшить спешит, Он из шелка, шелк шуршит.
4. Звук «Б». Если бы да кабы, не росли в лесу грибы, Белкам ждать зимой беды-Все б остались без еды. Отрабатывать дикцию при помощи скороговорок необходимо ежедневно по 15-20 минут.
Упражнение «Буквы»
Применяя в своей работе упражнение «Буквы» я решаю множество речевых проблем у детей с задержкой речи. Так же это упражнение помогает мне добиться формирования у детей вокальных навыков, правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, выразительной речи.
К этому упражнению созданы визуальные пособия, по которым легко выстроить обучающий процесс.