Татьяна Просвирнова
Влияние этических бесед на развитие нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности детей, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.
Цель:
формирование ребёнка как свободной, творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства, гуманного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Публикация «Влияние этических бесед на развитие нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
способствовать формированию личного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путём рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребёнку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, класть на место.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определё нных педагогических условий:
гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) к ребёнку;
чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;
создания условий для активной практической и интеллектуальной
деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.
В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребёнком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки.
Кроме таких кратких бесед, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает беседы, которые планирует как педагогический приём. Специально организуемые плановые беседы могут быть индивидуальными (в случае особенностей характера и поведения) и коллективными. В средней группе большое значение уделяют коллективным беседам, они помогают сблизить детей, формируют их поведение.
Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт :
постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;
подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес детей, привлечь их внимание. Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Можно организовать совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Использование в процессе беседы пословиц помогает детям проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями. Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала;
поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребёнка, помогая выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).
Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.
Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными детям.
Частое использование общих формулировок, назидательность опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.
На занятиях воспитатель учит детей наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т. д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.
Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках, у детей среднего возраста все эти нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.
Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять.
В беседе обсуждаемым фактом, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная - призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность детей рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Удачными названиями для таких выставок может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).
Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия ребят в данном виде работы.
Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет до 20 минут.
Воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.
При организации бесед можно использовать методическую литературу, разработанные беседы из книг Т. В. Потаповой «Беседы о профессиях», Т. А. Шорыгиной: «Беседы о хорошем и плохом поведении», «Беседы о правилах пожарной безопасности», «Беседы о здоровье», В. Г. Алямовской «Беседы о поведении ребёнка за столом», В. И. Петровой «Этические беседы с детьми 4-7 лет», сопровождаются беседы загадками, вопросами, тестами, стихами, сказками, рассказами автора, помогающими лучше закрепить предложенный материал.
Работа с родителями.
Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении детьми этических норм поведения, необходимо установить тесный контакт с родителями, с тем, чтобы предъявлять к ребёнку единые требования.
С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога, общение с родителями нужно строить на основе диалога, взаимного уважения.
Средний возраст считается переходным в развитии. Эта перестройка прежних форм и способов деятельности, отношений к окружающим, к самим себе. У детей продолжает расти стремление к самостоятельности. Острой проблемой является воспитание послушания – первой ступени дисциплинированности. Важно вызвать у ребёнка внутреннее согласие с требованием взрослого, желание поступать в соответствии с ним, убедиться в том, что взрослый прав, а не пассивно подчиняться его требованию. Усложняются и задачи воспитания гуманных чувств у детей в семье : оказание помощи близким людям, проявления к ним сочувствия, доброжелательности, стремление чем- либо порадовать, сделать приятное, доставить радость другому человеку.
Педагог разъясняет, что в детском саду акцент делается на воспитание у детей умение общаться со сверстниками, проявление доброжелательности по отношению к ним; в семье - на формирование гуманных чувств и отношений к близким людям. Воспитатель раскрывает родителям вопросы взаимоотношений ребёнка со сверстниками и в то же время подчёркивает, что каждый из них переносит из семьи способы проявления внимания, доброжелательности, уступчивости, которые преобладают в отношениях между членами семьи.
В настоящее время стали популярными так называемые нетрадиционные формы общения педагога с родителями, построенные по типу телевизионных, клубных программ. Вопросы воспитания гуманных чувств у детей следует рассматривать в разных формах общения с родителями – в индивидуальных и групповых консультациях, беседах, в том числе и нетрадиционных (за круглым столом, в устных журналах : «Советы специалиста», «Спрашивай- отвечаем» и в др. формах). На собрания, учитывая пожелания родителей, можно пригласить методиста, психолога и других специалистов, которые ответят на волнующие родителей вопросы.
Показателями эффективности проведённой работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге - положительные результаты в формировании морального облика ребёнка.
Литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой).
Р. С. Буре, М. В. Воробьёва «Дружные ребята». («Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников»).
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду».
Р. С. Буре «Воспитание нравственных чувств у дошкольников».
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет».
Н. В. Дурова «Очень важный разговор» (беседы-занятия с дошкольниками об этике поведения).
Л. Л. Мосалова «Я и мир» (конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста).
Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников).
Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении».