Куратова Любовь
Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие личности ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
«ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ
ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА С ОВЗ»
г. Тверь
Воспитатель МБДОУ № 153
Куратова Любовь Анатольевна
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности общения в дошкольном учреждении и в дальнейшем обучения в школе; являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют скорректировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико - социального сопровождения ребёнка.
Публикация «Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие личности ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В настоящее время дети, с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность посещать обычные детские сады с целью социализации, компенсации недостатков в развитии.
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Для педагогического коллектива важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ, знающих психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, тифлопедагог, врач-невропатолог, офтальмолог, специалист ЛФК, музыкальный руководитель, педагог- психолог).
Большую роль в работе с детьми с ОВЗ играют педагоги группы. Ведь непосредственно с ними ребенок находится весь день. Для достижения целей в работе с такими детьми перед педагогами стоят определенные задачи:
- адаптировать ребенка к социальной среде;
- организовать взаимодействие ребенка с детьми в группе.
Важно соблюдать принципы коррекционно –развивающей работы :
- соблюдение интересов ребенка;
- системность;
- непрерывность;
- вариативность;
- индивидуальный характер оказания
помощи.
Считается, что при четком
взаимодействии всех звеньев педагогического процесса, хорошо продуманном индивидуальном маршруте, с помощью умелого руководства педагогов группы и вовлечении таких детей в обычный педагогический процесс (занятия, игры, трудовую, театрализованную деятельность и другие мероприятия) социальная адаптация ребенка с ОВЗ постепенно произойдет сама собой. В некоторых случаях так и происходит: дети, имеющие незначительные отклонения в развитии постепенно адаптируются к социальной среде, научаться взаимодействовать с другими детьми группы. Но для детей с тяжелыми отклонениями этот метод малоэффективен. В этом случае необходим индивидуальный подход, который предусматривает специальные условия. Важно выстроить индивидуальную систему сопровождения каждого ребенка с ОВЗ, подобрать эффективные неординарные методы социализации ребенка, которые будут работать конкретно в отношение этого воспитанника. Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.
Что значит неординарные методы? Мне пришлось столкнуться с этой проблемой, работая со старшими детьми, среди которых был ребенок - аутист.
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении
и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
У мальчика в моей группе был сохранный интеллект, неплохо развито внимание, речь, память, моторика, а вот коммуникация, взаимодействие с воспитателями и детьми, эмоциональная сфера были на очень низком уровне. И даже с таким ребенком, для достижения положительных результатов пришлось провести колоссальную работу.
Чтобы понять, как работать с этим ребенком, после ознакомления с результатами обследования его специалистами, заключениями врачей и после проведенной диагностики в группе стало ясно, что этих данных мне недостаточно. Я стала за ним наблюдать, как он ведет себя в разных видах деятельности. В результате такой работы стало видно, что на контакт с педагогами и детьми группы мальчик идет неохотно. Особенно взаимодействие с детьми находиться на очень низком уровне. Было принято решение попробовать вовлечь его в сюжетно - ролевые игры для более успешной социализации в группе сверстников. Дальнейшие наблюдения показали, что у ребенка трудное восприятие окружающей жизни, трудности в понимании социальных правил поведения, выполнении инструкций. Он не может даже с помощью воспитателя выполнить самое элементарное ролевое действие. Постепенно, вовлекая его в сюжетно – ролевую игру нужно было всегда находиться рядом, все многократно объяснять, показывать и проговаривать свои действия. Ребенок не до конца осознавал, зачем это надо, у него присутствовал страх, отчужденность при взаимодействия с детьми. Он неохотно на это соглашался, уходил в себя, замыкался. Ни о каком взаимодействии с детьми речи не могло идти. Проанализировав это, я поняла, что надо менять подход к ребенку. Продолжая наблюдать за ситуацией, я видела, что к этому ребенку в процессе игр стала проявлять интерес одна девочка. Она пыталась с ним общаться, ей очень хотелось ему помочь в чем-то, подсказать что-то. Ей нравилось им руководить. Я предложила ей оказывать помощь мальчику, больше обращать на него внимание в разных видах деятельности и особенно в играх. Я стала специально подталкивала их к небольшому эпизоду сюжету с/р игры на двоих : «Аня, по моему, у Саши заболела голова и его надо показать доктору». Девочка настойчиво брала его за руку, говорила, ему, что надо обязательно идти к врачу и вела его, даже если он не хотел этого. Спустя некоторое время я заметила, что мальчик начал понемногу отвечать на вопросы, обмениваться диалогом с девочкой, понимать суть происходящего. Я также продолжала с ним работать в этом направлении: брала на себя определенную роль и продолжала с ним проигрывать отдельные эпизоды сюжетно – ролевой игры. После того как было видно, что ребенок стал немного взаимодействовать со мной и девочкой, я стала постепенно расширять его участие в сюжетно - ролевой игре (это была уже игра с небольшой группой детей). В процессе наблюдения было видно кому из детей он более привязан, к кому стал прислушиваться, с кем начал чуть -чуть общаться. Неохотно, но все же понемногу он стал идти на контакт с детьми. Мне приходилось постоянно следить, чтобы отношение других детей к этому ребенку было доброжелательное, постоянно одобряла его действия, подталкивала к определенному действию, постоянно объясняла, что нужно делать и как. Так в итоге мальчик был вовлечен в процесс сюжетно – ролевой игры.
В итоге этой кропотливой и сложной работы, ребенок в подготовительной группе благодаря сюжетно – ролевым играм и тесному взаимодействию сначала с девочкой, а затем и с другими детьми группы начал постепенно выполнять элементарные ролевые действия, начал понемногу взаимодействовать с другими детьми, что большим успехом.
В результате такого взаимодействия он стал понемногу включаться в сюжетно – ролевые, подвижные игры, театрализованную и другие виды деятельности, так как был налажен контакт, общение с детьми.
Благодаря сюжетно – ролевой игре ребенок :
- стал меньше замыкаться, уходить в себя;
- стал гораздо увереннее чувствовать себя в кругу сверстников;
- стал более внимателен;
- у него улучшилось восприятие окружающей жизни;
- качество речи значительно повысилось (диалогическая речь);
- стал более эмоционален;
- у него появился интерес к участию в играх и взаимодействию с детьми.
Конспект
сюжетно – ролевой игры детей с ОВЗ
Тема: «Кафе»
Группа: подготовительная
Воспитатель МБДОУ № 153 г. Тверь Куратова Любовь Анатольевна
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».
Интеграция с другими областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
- расширить представления детей о профессиях людей и их роли в жизни людей; - вызывать желание выполнять взятую на себя роль, используя различный игровой материал (в т. ч. игрушки - заместители)
- стимулировать творческую активность детей в игре.
2. Развивающие задачи :
- развивать воображение, фантазию.
3. Воспитательные задачи:
- формировать в процессе игры дружеские взаимоотношения между детьми. 4. Речевые задачи
- совершенствовать грамматический строй речи.
Структура:
Игровая мотивация : предложение совершить экскурсию на воздушном шаре (1 мин.)
1 этап: обзорная экскурсия на воздушном шаре (2 мин).
2 этап: определение игры, распределение ролей, подготовка атрибутов сюжетно – ролевой игры «Кафе» (5 мин.).
3 этап: развертывание сюжета игры, игра (20 мин)
4 этап: завершение игры (возвращение в свой город) (2 мин.).
Итог: Дети вспоминают профессии людей, работающих в кафе; умеют разворачивать игру, самостоятельно распределить роли, выполнить взятую на себя роль; взаимодействовать в игре, проявляя доброжелательность, творчество, фантазию. Совершенствуется грамматический строй речи.
Общее время: 30 мин.
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
1. Беседа с детьми о профессиях людей, работающих в кафе.
2. Наблюдение усвоенных знаний и навыков детей в процессе с/р игры.
Организация детей:
1. Полет на воздушном шаре, выбор игры.
2. Распределение ролей
3. Подготовка атрибутов игры
4. Игра
5 Выход из игры
Оборудование: воздушный шар, атрибуты сюжетно – ролевой игры «Кафе», различный дополнительный материал и игрушки - заместители.
Предварительная работа: беседа, просмотр слайдов, изготовление атрибутов игры.
Содержание (ход)
Игровая мотивация: приглашение отправиться в путешествие
Воспитатель: Ребята, вы когда -нибудь путешествовали на воздушном шаре?
(Ответы детей).
Я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие по нашей замечательной, красивой стране необычным способом: на воздушном шаре.
1 этап.
(Дети садятся на ковер под воздушный шар (звучит спокойная музыка) и отправляются путешествовать).
Воспитатель: ребята, посмотрите какая внизу красота. Какая огромная и красивая наша Родина!
Вот мы пролетаем над лесами, полями, зелеными лугами, красивыми реками. А вот посмотрите, какое необычное место! Вы хотите приземлиться здесь?
(Приземляются).
Воспитатель: посмотрите, какое интересное место (ходят приглядываются). Как вы думаете, что здесь было раньше? (проблемная ситуация).
(Выслушиваются размышления детей и подводится итог).
Воспитатель: да, верно, это похоже на базу отдыха. Только что-то здесь не видно отдыхающих? И кафе нет.
(Осматривают местность, высказывают свои предположения).
2 этап.
Воспитатель: ребята, мы уже с вами так долго путешествовали, что уже и сами
проголодались. Как же нам быть? Где нам можно пообедать?
(Выслушивает предложения детей).
(Дети решают, что надо открыть «Кафе» и всех накормить. Распределяют роли.
3 этап.
Дети самостоятельно готовят необходимые атрибуты.
4 этап.
Дети выполняют роли людей, работающих в кафе и посетителей.
По ходу игры создаются проблемные ситуации и вводятся новые роли: пожарный, спасатель, почтальон, доктор, шофер.
5 этап.
Воспитатель: ну вот мы и подкрепились в этом замечательном кафе! Ребята, а сейчас нам пора возвращаться домой в наш любимый город Тверь. Вас ждут родители.
Только вот как нам поступить с кафе?
(Выслушиваются предложения детей).
Воспитатель: давайте оставим кафе открытым для других туристов.
Воспитатель: скорее занимайте места в нашем воздушном шаре. Мы отправляемся в обратный путь. Давайте еще раз полюбуемся красотой нашей природы.
Воспитатель: вам понравилось наше путешествие? Что вам особенно понравилось и запомнилось?
(дети делятся своими впечатлениями).