Наталья Федотова
Влияние сказок на развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение».
Дж. Родари.
Мы живем в неспокойном, динамичном, прогрессирующем, полном противоречий и тревог времени. Количество детей, имеющих проблемы в развитии речи постоянно растет. Отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Каковы же причины, влияющие на изменения в развитии речи?
Публикация «Влияние сказок на развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Проблема современного дошкольника - это рост «экранной» зависимости. Планшет, телефон, телевизор и другие гаджеты всё чаще и чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Дети разучились общаться, связно и развернуто излагать свои рассуждения, просьбы. Поэтому работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста очень важна и актуальна.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В данное время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о правильном и гармоничном развитии ребёнка.
Лучший способ воспитания детей - это приобщения детей с раннего возраста к устному народному творчеству и особое место здесь занимают
сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самых первых дней жизни, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений, и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир, не только умом, но и сердцем. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне. Сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь.
Сегодня потребность дошколят в сказке особенно велика. Ребёнка
буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы. Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так, а не иначе.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Необходимо правильно подбирать сказки, тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом».
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним.
У ребенка с помощью сказки можно воспитать : волю, веру в себя, смелость, самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях, трудолюбие, настойчивость, оптимизм, веру в успех, увлеченность и другие качества личности.
Путешествия по сказкам, пробуждают в детях фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Таким образом, использование сказок в работе по развитию речи, позволяет обогатить и активизировать словарный запас детей, развить способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.