МААМ-картинки

«Влияние музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников» Консультация для воспитателей

Шадрина Наталья
«Влияние музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников» Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие.

Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Публикация «„Влияние музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников“ Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта играет умение слушать музыку. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия по математике в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Обострённое слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

Уже в самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыка оказывает воздействие на него. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредотачивается, прислушивается, затихает. Но вот раздаётся веселая энергичная мелодия, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения, ребенок реагирует гулением, улыбкой, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, воспринимают эмоциональное ее содержание.

Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.

Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. При исполнении песни стараются передать ее характер мимикой, иногда жестами. Реагируя на музыку в танце, стремятся по-своему передать танцевальные движения, музыкально-игровые образы. По мере накопления музыкального опыта необходимо далее развивать у детей эмоционально - мотивированную оценку.

Дети 6-7 лет обладают уже возросшими психическими способностями. У них наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам прозвучавшая пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

Важно, чтобы музыкальные произведения, которые слушает ребенок соответствовали его возрасту. Содержание и персонажи музыкальных произведений и песен должны быть понятны ребенку, лишь тогда он в полной мере сможет эмоционально воспринять музыкальное произведение.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие эмоционального вкуса, пробуждение эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры.

В психологии под эмоциональной отзывчивостью (восприимчивостью, отзывчиво-стью) понимаются:

- Свойство индивида легко, быстро и эмоционально реагировать на различные воздействия- социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д. ;

- Эмоциональная реакция на состояние другого человека как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие;

- Показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

Что касается эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, то это умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров; способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; эмоциональное сопереживание музыке и отклику на произведения искусства.

У детей эмоциональная отзывчивость к музыке проявляется очень рано, выступая базисом всех структур музыкального сознания. Она представляет собой формируемое личностное качество, содержанием которого является эмоционально - ценностное отношение к музыке.

Дошкольники проявляют заметный интерес к музыке подвижной, весёлой, жизнерадостной по характеру. Они слушают её, смотря детские мультфильмы и передачи, где она является одним из средств эмоционального воздействия. Музыка вызывает у них чувство радости, чувство удовольствия. Они открыто выражают свои переживания в мимике, жестах, движениях под музыку; часто её слушание сопровождается подпеванием мелодии.

На музыкальных занятиях для развития эмоциональности у младших дошкольников используются задания, выполняя которые, дети с помощью музыки постигают все более сложные чувства.

О. П. Радынова говорит о том, что педагог должен постоянно добиваться того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т. д. и предлагает методы «уподобления характеру музыки», способствующие развитию эмоциональной отзывчивости, осознанному восприятию, осмыслению выразительных средств музыки в активной творческой деятельности.

1. Словесное уподобление характеру музыки.

Для углубления эмоциональных переживаний необходимо в процессе музыкальной деятельности создать определенный эмоциональный настрой с помощью рассказа о музыки, беседы о содержании песни, художественного слова (стихотворения).

В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны серд-ца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово музыке».

2. Мимическое и интонационное уподобление.

Очень важно, чтобы исполняемые педагогом песни, музыкальные произведения были эмоционально окрашены. Чтобы педагог уподоблял звучанию музыки свою мимику и интонацию.

3. Тактильное уподобление

представляет собой прикосновение педагога к руке ребенка во время звучания музыки с одновременными тихими, выразительными пояснениями ее характера.

4. Двигательное, ритмопластическое уподобление

. Побуждение выразить характер музыки в музыкально-ритмических движениях (хлопки, повороты корпуса, действия с атрибутами: лентами, флажками и т. д., жестах, ритмопластикой.

5. Наглядно-зрительное уподобление.

Использование в ходе музыкальной деятельности игрушек, художественных иллюстраций, масок, и других атрибутов, которые помогают ребенку глубже прочувствовать эмоции песенных персонажей, героев музыкальных произведений, творчески и осмысленно передать его образ.

6. Вокальное уподобление.

Пропевание мелодии голосом, побуждая ребенка подпеть.

Хотя дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, су-ществующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, помогает расширить эти представления. Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на эмоциональный и духовный мир человека?

Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные чувства; поёт солдат в походе - песня придаёт особое бодрое настроение; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее разви-тие: формирование эмоциональной сферы, совершенствуются мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познает эталон красоты, присваивает ценный; культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образцах, значимом для него содержании.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Публикации по теме:

«Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника». Консультация для родителей и педагогов ДОУ. Значение музыки в развитии ребенка – дошкольника. (консультация для родителей и педагогов) Современные научные исследования свидетельствуют.

Консультация для родителей «Музыка в детском саду и для чего она нужна» Для чего же нужна музыка в детском саду, в раннем детстве? Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Влияние музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников» Консультация для воспитателей
Опубликовано: 22 января 2015 в 19:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Влияние музыки на эмоциональную отзывчивость дошкольников» Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Шадрина Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД