Мария Мазалова
Влияние музыкально-ритмических упражнений на формирование правильной осанки детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Творческий отчет
из опыта работы
Среди множества форм художественного и физического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими своё постоянное место в сетке дошкольного расписания, танец, несмотря на усилие известных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов.
Публикация «Влияние музыкально-ритмических упражнений на формирование правильной осанки детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Средняя группа
- Темочки
Широкое распространение в начале ХХ века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком – Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения развивать у детей музыкальный слух, память внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии.
Положительное влияние музыки и движений на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.
Советская психология так же утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б. М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее передающими временный ход музыкального движения…». Т. е путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.
Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей : совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза.
Работая с детьми над ритмическими упражнениями педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушения осанки сказывается не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступает вперед, живот подтянут.
Все виды музыкально – ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально – ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально – эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения.
Развивается так же познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлений природы.
Каждое музыкально – ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.
Таким образом, музыкально – ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.
Свою работу над музыкально – ритмическими упражнениями с детьми я начала с составления перспективного плана. Где были учтены возрастные особенности детей. Упражнения я подбирала с учетом следующих критерий: 1) Доступность музыкально – игрового образа (понятные и близкие детям образы игрушек, домашних животных и т. д, в соответствии с возможностями).2) Доступность музыки. 3) Доступность движений. Так же движения подбирались по принципу от простого к сложному.
Следующим этапом моей работы был подбор методов и приемов работы. Я поставила себе задачу обеспечить максимально комфортные условия для занятий с детьми и найти наиболее эффективные способы достижения результатов.
Во время разучивания музыкально – ритмических упражнений я пользовалась различными методическими приемами, учитывая возрастные особенности детей.
Важный прием обучения - целостный наглядно – слуховой показ. Музыка и движения едины.
Я одна или с ребенком показывала разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. Главное состоит в том, чтобы показать игру или упражнение, а затем уже детализировать и уточнить отдельные элементы. Правильный показ движений, точные указания помогают ребенку технически правильно выполнить то или иное движение.
На занятии с детьми 3-4 лет я широко использовала игровые приемы, которые направляли внимание детей на восприятие характера музыки, улучшали выразительность исполнения движений, активизировали каждого ребёнка. Это внесение игрушек, различных атрибутов и действий с ними («Мишка ходит в гости», «Пляска с куклой», «Игра с колокольчиками» и т. д.)
В играх, плясках и упражнениях с малышами я нередко обращалась к игровому образу («Полетели, как птички»,«прыгаем, как зайчики», «мячики», «скачем, как лошадки» и пр.).Создание игровой ситуации вызывало у детей интерес к выполнению того или иного задания, что позволяло мне несколько раз повторить одно и то же задание с целью лучшего, качественного усвоения какого либо двигательного навыка.
На занятии я осуществляла индивидуальный подход к детям. Этот приём помогал мне застенчивого, робкого сделать смелым, уверенным в себе, самоуверенного - более скромным и т. д.
Я пользовалась небольшим количеством музыкально – ритмического материала, вносила новые детали, атрибуты, усложняла правила и тем же решала новые задачи. Игра или упражнение в этом случае долгое время оставались для детей интересными и увлекательными. Самое обычное задание можно сделать праздничным, сюрпризным.
Закрепить пройденный материал, усвоить необходимые навыки помогали мне в работе многократные последовательные повторения.
Некоторые игры и пляски требовали предварительного разучивания отдельных элементов, и разучивали мы их в виде упражнений.
Следует отдельно сказать о приёмах, активизирующих творческие проявления детей. Я создавала условия для индивидуальных проявлений в процессе игр и плясок. Ребенок не должен копировать движений педагога (особенно в сюжетных играх), чтобы его движения не были механическими, статичными, маловыразительными (образец уместен в подражательных плясках и с зафиксированными движениями).
В работе я старалась создавать условия, при которых каждый, воспринимая музыкальный образ, самостоятельно бы его передавал, по-своему проявляя свое отношение.
Подбирая музыку, я стремилась к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызвала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
Исходя из возрастных особенностей детей, музыкальные произведения были небольшие по объему, умеренными по темпу и разнообразными по стилю и жанру. В свою работу я включала такие произведения, как:
Детские песни современных российских композиторов В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Струве и др. ;
Народные мелодии: «Калинка», «Я на горку шла», «Ах, вы сени», «Во поле береза стояла», и др. ;
Классические произведения: «Аквариум» К. Сен-Санса, «Менуэт» Л. Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта, и др.
Также в своей работе я нередко использовала разнообразные фонограммы.
Занимаясь с детьми музыкально-ритмическими упражнениями и играми я заметила, что они действительно положительно влияют не только на физическое развитие, но и на общее развитие в целом. У детей улучшилась осанка, укрепились мышцы.
Постепенно дети начали легче, грациознее двигаться, стали более раскованными, их движения приобрели ловкость, координированность, выразительность. В процессе игр и упражнений дети стали легче ориентироваться в пространстве, самостоятельно находят свободное место в зале, перестраиваться в круг, по парам. Дети научились слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания. Так же в процессе обучения движению я воспитывала у детей вежливость, культуру поведения. Элементарные правила этикета малыши воспринимали естественно, им нравилось их выполнять и поэтому они легко усваивались.
Всё это не только требовало от детей известных усилий, но и доставило им большую радость.
Подводя итог, хочу отметить, что музыкально-ритмические упражнения имеют особую важность для музыкального воспитания детей, поскольку они не только удовлетворяют потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивают эмоциональное восприятие музыки, влияют на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, смыкаются с музыкальной эстетикой.
В то же время, движение под музыку является для ребенка 3х – 4х лет одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому мои занятия музыкально-ритмическими упражнениями позволили проявить скрытые возможности каждого ребенка, его «изюминку» и индивидуальность.
У детей, обучающихся музыкально-ритмическим движениям развитие будит более гармоничным, естественным, успешным, и в связи с этим меньше будет проблем с развитием речи, вниманием, памятью, мышлением, ведь еще А. И. Буренина говорила: «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка.»