Янина Богомолова
Влияние цвета одежды педагога на восприятие его детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние цвета одежды педагога на восприятие его детьми».(+презентация, смотреть исключительно при помощи функции «показ слайдов»)
Необходимые аксессуары: различные бусы шейные платки или шарфики, броши и прочее.
Задумывались ли Вы, почему выбираете одежду определённой цветовой гаммы? Вы чувствуете себя комфортно в оранжевом или только в чёрном? Язык цвета универсален, он воспринимается одинаково независимо от национальной принадлежности и культуры.
Публикация «Влияние цвета одежды педагога на восприятие его детьми» размещена в разделах
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Цветовые воздействия играют немаловажную роль в жизни человека: цвет может повлиять на принятие решения, изменить Вашу реакцию или стать её причиной. Под воздействием определённого цвета может подняться давление или пропасть/повыситься аппетит. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым.
Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т. д.
Ниже приведены известные в психологии данные о воздействии цвета на эмоции и настроение человека. При желании вы можете скорректировать настроение, используя определенные цвета одежды. Разумеется, что эти же цвета могут улучшать ваше настроение и вызывать необходимые эмоции, присутствуя не только в одежде, но и в интерьере квартиры, в картине и т. д. Настроение зависит от состояния организма, поэтому, влияя на него, можно улучшить и настроение.
• Относительно нейтрально на ваше состояние воздействуют белый и серый.
• Белый — гасит раздражение, несколько успокаивает.
• В угнетенном состоянии избегайте серого и черного цветов.
• Если вы перевозбуждены, обратите внимание на что-нибудь коричневое.
• Если вы хотите отдохнуть, вам помогут лимонный, желто-зеленый, сине-зеленый, зеленый, синий, лиловый, фиолетовый, белый.
• Для повышения бодрости используйте желто-зеленый, лимонный, пурпурный (возбуждает, фиолетовый, розовый, оранжево-красный.
• Лучшими цветами для стимуляции жизнедеятельности организма, поднятия тонуса и аппетита является вся желто-оранжевая гамма: желтый, желто-оранжевый, оранжевый и розовый.
• Если у вас низкое давление, а вы хотите его немного поднять, почаще надевайте одежду желтого цвета, выбирайте желтые обои для своей комнаты и желтые занавески. Понижают высокое давление синий и зеленый цвета.
• Возбуждающими цветами являются оранжевый, оранжево-красный, пурпурный.
• Если вам необходимо сосредоточиться, подойдут черный и синий, погрузиться в себя — лиловый.
• Если вам необходимо остыть, подойдут серовато-голубоватый и бирюзовый.
• Если в организме идут воспалительные явления, обратите внимание на лечебный эффект голубого, синего, зеленого.
Теперь перейдем к значению цветов в одежде. Психология цвета играет огромную роль и в одежде. Она влияет не только на восприятие нас окружающими, но и на то, как мы ощущаем себя сами. Каковы бы ни были любимые вами цвета одежды, они должны украшать, а не портить вас. Давайте рассмотрим некоторые цвета, их символическое значение и возможность использования в работе педагога.
Черный
В западной культуре черный цвет прежде всего считается официальным, солидным и сдержанным, но это далеко не все связанные с ним ассоциации. Черная одежда - обязательный знак киношных злодеев и ведьм. Итак, все же это очень тяжелый, полностью поглощающий лучи цвет, эффект которого, например, для полных людей оказывается абсолютно противоположным: черное делает их еще массивнее и тяжелее, отчего окружающие чувствуют себя в их компании весьма неуютно.
Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Это действительно так, но только в том случае, если он вам идет.
Однако классическое сочетание черного и белого не всегда удачно, так как кажется слишком авторитарным, холодным и враждебным, а это может вызвать неприятие. Если же вы все же решили использовать именно это сочетание цветов или черный цвет, то попытайтесь хотя бы смягчить резкость этого цвета, повязав на шею цветную косынку, платок и пр.
Красный
Красный цвет символизирует энергию и физическую силу, а также выступает символом могущества. Это очень яркий цвет, и вещи красного цвета помогают их обладателям чувствовать себя увереннее. Но выбирая красную одежду, думайте о том, куда и когда ее надевать. Если женщина будет надевать красный пиджак на работу, это скорее всего вызовет проблемы в ее общении с коллегами мужского пола. Поскольку красный цвет символизирует власть, красная одежда будет восприниматься коллегами-мужчинами как знак стремления этой женщины над ними доминировать. Если вы руководитель, то тут все в порядке, если же нет - вы можете выпасть из коллектива или вызвать к себе недоброжелательное отношение. Для ведения переговоров, проведения консультаций и собраний, разрешения конфликтной ситуации, ведения уроков красная одежда далеко не самая подходящая: красный цвет агрессивен, а поэтому неуместен тогда, когда от собеседника вам нужно добиться сотрудничества.
Розовый
Розовый - более спокойный, мягкий и женственный цвет. Все пастельные тона (розовый, голубой, сиреневый) символизируют умиротворенность и женственность. Поэтому, прежде чем одеваться в этот цвет, опять же подумайте, какое впечатление хотите произвести.
Зеленый
Зеленый - цвет природы. Он действует успокаивающе, однако излишняя любовь к зеленому цвету в одежде может сказать о том, что вы ленивы и безвольны.
Желтый
Это яркий, солнечный, оптимистический цвет. Он ассоциируется с интеллектом и может ассоциироваться с трезво и ясно мыслящим, рассудительным и способным принимать решения человеком. Однако избыток желтого цвета в одежде действует подавляюще.
Желтый цвет способствует обретению уверенности в себе, повышает собранность и улучшает организаторские способности, но избегайте использовать в одежде грязно- желтый цвет : он может ассоциироваться с желчностью.
Синий
Синий цвет олицетворяет рассудительность и ясность ума. Он также ассоциируется с творческим началом. Это цвет неба и океана. Он несет в себе безмятежность и спокойствие, но также может быть холодным и отчужденным. Синяя одежда хорошо подходит для работы, так как этот цвет символизирует надежность и работоспособность. Однако переизбыток темно-синего может действовать угнетающе.
Коричневый
Коричневый цвет несет в себе ощущение основательности и надежности: это цвет земли, а значит - цвет стабильности. Однако он может также вызывать тоску и уныние и ассоциироваться с ограниченностью и замкнутостью.
Серый
Серый цвет способен вызывать отрицательные ощущения поскольку ассоциируется с плохой погодой, серыми тучами, мрачным небом, тяжестью и скукой. Серый цвет - не белый, не черный - цвет бегства от реальности, вызывающий чувство неуверенности и одиночества.
Белый
Белый цвет означает глубокий ум, искренность, честность, деликатность, открытость, оптимизм. Люди, выбирающие белый цвет, стремятся помогать другим людям. Иногда им может не хватать требовательности и настойчивости.
Оранжевый
Это цвет по-настоящему целеустремленных людей, способных влиять на других людей и менять ход событий. Люди, выбирающие оранжевый цвет, стремятся завоевать популярность всеми возможными путями.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет глубок и выразителен, способствует погружению в свой внутренний мир. Представители, любящие этот цвет, способны влиять на других людей. Фиолетовый – это немного мистичный, успокаивающий, гармоничный цвет.
Таким образом, используя определенные цвета, можно вызвать определенные эмоции у окружающих, т. е. корректировать настроение с помощью цвета одежды.
Восприятие цвета детьми имеет свои особенности. Для начала необходимо отметить, что восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых, оно непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Вспомним хотя бы пример из стихотворения С. Михалкова, где упоминается не просто зеленый шар, а презеленый. Цвет - это одна из первых характеристик, которую различают дети. Маленьких детей неодолимо тянет к ярким цветам, хотя вначале дети оперируют с очень ограниченной палитрой, которая расширяется по мере того, как они взрослеют. Мы, взрослые, должны правильно пользоваться языком цвета и общаться с детьми на их уровне восприятия цвета. Если вас тянет к серому или модному цвету, то дети предпочитают яркое и цветное, они меньше подвержены давлению моды, у них свое понимание цвета, и оно разное в разном возрасте.
Маленькому человечку розовое или желтое мороженое кажется слаще и вкуснее белого. Взрослому этого не понять.
С целью определения цветовых предпочтений в одежде педагога или воспитателя детьми дошкольного и младшего школьного возраста, было проведено исследование. Сначала исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста. Было опрошено 75 учеников 3 и 4 классов. Здесь были получены следующие результаты:
Наибольшее количество выборов детей составили черный и серый цвета (19% и 18%). Далее - выбор желтого и синего цветов (12% и 14%). Третье место по цветовой популярности занимают зеленый и розовый цвета (9% и 7%). Ну и самыми непопулярными оказались белый и красный цвета (по 6%). После обработки результатов, с некоторыми детьми была проведена беседа, в ходе которой было выявлено, что дети выбирали черный и серый цвета, так как привыкли видеть эти цвета на своих педагогах.
Поэтому с целью получения результатов, независимых от стереотипа цветовых предпочтений педагогов в одежде, было проведено исследование и с детьми старшего дошкольного возраста. Было опрошено 56 детей подготовительных групп. Здесь уже получены совсем иные результаты. Большинство выборов детей – желтый цвет (18%). По 17% получили розовый и зеленый цвета. Далее синий цвет – 14%. На четвертом месте цветовых предпочтений белый цвет – 12%. Красный цвет отметили 9% опрошенных детей. Коричневый цвет – 5%. И наименьшее количество предпочтений набрали черный и серый цвета – по 4%.
Для подтверждения всего вышесказанного, предлагаю вашему вниманию несколько цветовых изменений изначально скучных цветовых решений в одежде. (см. презентацию). Например, перед вами костюм в совершенно непривлекательных цветах. Стоит добавить лишь немного яркости (оранжевый цвет) – и костюм выглядит совсем по-другому. На следующем слайде перед нами девушка в черном платье, но стоит заменить цвет на более яркий, синий в данном случае – и эта девушка совершенно меняется, кажется, будто и улыбка более заметная. На следующее картинке девушка в сером деловом костюме – но как меняется её образ, каким он становится привлекательным и ярким, если заменить серый цвет на яркий красный. (таким же образом комментируем и последующие 2 слайда).
А теперь позвольте наглядно продемонстрировать вам, как с помощью дополнительных цветных шарфов и аксессуаров сделать ваш собственный облик несколько ярче! (Из присутствующих выбираются желающие преобразиться на время. ВЫ можете их заранее выбрать среди публики, мысленно примерив на них аксессуары, которые Вы принесли с собой).
Сейчас вы, может быть, уже мысленно перебираете свой гардероб, размышляя и вспоминая все имеющиеся цвета собственной одежды! Но все же необходимо помнить, что необходимо:
отдавать предпочтение одежде тех цветов, которые, по мнению окружающих, идут вам и делают вас привлекательней;
выбирать цвета, в которых вы сами чувствуете себя комфортно и уверенно;
выбирать цвет одежды в зависимости от конкретной ситуации.
И помните, вряд ли какой либо цвет сможет скрыть харизматичную личность. Пусть же выбранный вами цвет в одежде будет вашим помощником при восприятии вас другими людьми, будь то ваши коллеги, ученики, воспитанники или просто ваши близкие.