Эльмира Дельмамбетова
Влияние человека на окружающую среду
▼ Скачать + Заказать документы
И живая, и неживая природа – это природные факторы, определяющие особенности жизни всего живого, Но на современном этапе «экология» находится на стыке природного и социального факторов (человек в природе имеет двоякое значение: чем больше он вмешивается в природные связи, тем хуже физическая среда для человека).
Понять суть этого выражения для маленького ребенка очень трудно, Дети не воспринимают экологические проблемы, потому что они не касаются их лично; они не видят результатов своей любви к природе, и это понятие становится для них пустым звуком. Итог этого – нулевая информация (знаешь, что природу надо беречь и любить, но ничего не делаешь и в итоге это значение ничего не дает). Дети охладевают к природе, потому что экологические проблемы непонятны им и не затрагивают их лично. Поэтому целесообразнее всего работу по экологическому воспитанию дошкольников начать с девиза: «Нет в природе ни полезных, ни вредных, - одни только необходимые». Н. Сладков. Деление на «полезных» и «вредных» живых существ в педагогическом аспекте довольно распространено при ознакомлении детей с природой. Например: мухомор – ядовитый гриб, вредное растение; кот – полезное животное, потому что уничтожает мышей. Дети, узнав о том, что то или иное растение или животное «вредное», в свою очередь пытаются нанести ему вред (топчут мухоморы, убивают мух и т. д.). Очень часто дошкольники к категории «вредных» относят те растения и животные, внешний вид которых кажется непривлекательным. Например: черви дождевые. Поэтому очень важно научить ребенка видеть неповторимость и индивидуальность живого существа, сформировать интерес к нему и на этой основе – сочувствие и желание сохранить его.
Публикация «Влияние человека на окружающую среду» размещена в разделах
Таким образом можно выделить три основных компонента направления экологического воспитания:
- интеллектуальный (сообщение знаний);
-эмоциональный (воздействие на чувства);
-действенный (проявляется в отношении к природе).
Сочетание этих компонентов составляет нравственную сторону, позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Основными задачами экологического воспитания в дошкольном возрасте можно считать следующие.
1. Воспитание сочувствия ко всему живому и готовность сохранить его. (Не вмешивайся)
2. Воспитание умения видеть красоту природы в разных ее проявлениях (растения, животные, пейзажи) и желание сохранить ее для повторного восприятия. (Учись видеть красоту)
3. Формирование интереса к познанию природы, ее закономерностей. (Будь любознателен)
Исходя из задач экологического воспитания дошкольников, можно сформулировать принципы общения ребенка с природой.
1. В природе будь вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, луговых, садовых).
2. Старайся ничего, кроме знаний и впечатлений, не уносить с тропинки природы!
3. Не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности и целостности.
4. Замечай, запоминай, зарисовывай интересное, увиденное тобой.
5. Все нужды в природе ничего нельзя рвать, топтать, ломать!
6. Каждый приноси пользу: посади, разведи, расширь, укрепи, помоги, поделись!
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое воспитание- это формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.
Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать, в детском саду тесно связаны с условиями жизни детей и методами воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения - это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.
Необходимо также отметить, что важным звеном в экологическом воспитании подрастающего поколения является семья, и работа педагогов будет неполной без преемственности в системе «детский сад- семья». Можно даже сказать, что семья должна взять на себя часть работы по формированию у дошкольников правильного отношения к природе, а педагог - направить эту работу в нужное русло.
Таким образом, в работе с родителями по данной проблеме педагог должен решить следующие задачи:
1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе;
2. Установить преемственность в работе с семьей по вопросам экологического воспитания;
3. Искать пути естественного включения семьи в процесс экологического воспитания дошкольников.
Формы влияния на семью для решения указанных задач могут быть разнообразными и они общеизвестны.
Но каковы же пути включения семьи в процесс экологического воспитания?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сформулировать задачи, которые должны ставить перед собой родители, чтобы сформировать у своих детей нравственное отношение к природе.
1. Совершенствуйте свое отношение к природе, что должно проявляться в поведении. Дошкольникам свойственна подражательность, в силу которой они заимствуют образцы поведения, особенно поведения родителей. Заимствования бывают и положительными, и отрицательными, поскольку критическое мышление развить у детей недостаточно. Они подражают поведению родителей в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые, с умыслом или невольно ранящие детские души жестоким отношением к природе, наносят вред делу воспитания гуманности у детей, травмируют их незрелую психику.
2. Трудитесь в природе совместно с детьми. Ухаживайте за комнатными растениями, за домашними животными, работайте на приусадебном участке, принимайте участие в облагораживании города – и все вместе с детьми! В результате ваш ребенок станет не потребителем, а рациональным хозяином природы, а вы – образцом трудолюбия и бережного отношения к природе для ребенка.
3. Совершайте экскурсии в природу вместе с детьми. Общение с природой делает человека более чутким и отзывчивым, поэтому ходите в природу пешком с детьми, путешествуйте на велосипедах, зимой – на лыжах. Пусть это будет лес, парк, луг. Поле, берег реки, дачный участок – не столь важно, где бывать, лишь бы отвлечься на время от городской суеты и почувствовать окружающий мир вместе со своим ребенком, а заодно получить и ценную информацию о природе.
4. Используйте всевозможные источники информации о природе - приобретайте книги о природе, фотографируйте ее и рассматривайте фотографии, картины, иллюстрации с детьми, читайте художественные произведения о природе, смотрите телевизионные природоведческие передачи - и ваш ребенок получит необходимые знания о природе и сможет в дальнейшем на основе этих знаний правильно к ней относиться.
5. Используйте экологическое содержание в повседневной жизни - на прогулках, в игре, в беседе с ребенком. Рассказывайте им интересные факты из жизни природы. Не теряйте ни минуты! По дороге из детского сада, например можно давать задания детям: сосчитать, сколько разных птиц они заметили: чистя картофель перед ужином, рассказать, что картофель- это корень растения в виде клубня и т. д.
Родители, накапливайте опыт общения ребенка с природой, будьте для ребенка источником знаний о природе и результат не замедлит сказаться.