Ирина Репина
Консультация из опыта работы «Виды и типы музыкальных занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Виды и типы музыкальных занятий
Из опыта работы
Музыкальный руководитель : Репина И. В.
Целенаправленное руководство музыкальным образованием детей дошкольного возраста выдвигает определенные требования к организации музыкальной деятельностью детей.
Публикация «Консультация из опыта работы „Виды и типы музыкальных занятий“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
Музыкальные занятия принято делить на несколько видов: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные.
По содержанию все виды занятий можно разделить :
- на типовые (или традиционные, включающие в себя все виды музыкальной деятельности;
- доминантные, с преобладанием какого-либо одного вида музыкальной деятельности или направленные на развитие какой-либо определенной музыкальной способности детей;
- тематические, характеризующиеся наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности.
Тематические занятия принято подразделять на несколько разновидностей:
- собственно тематические. Главное в этих занятиях – показать возможности музыки в передаче жизненных явлений;
- музыкально-тематические. Тема связана с музыкой, ее выразительными средствами, с именами и творчеством композиторов и т. д.
- сюжетные музыкальные занятия.
Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусств – музыки, живописи, литературы, театра и т. д. цели этих занятий – объединить разные виды художественной деятельности детей, обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления о взаимосвязи искусств.
В зимний лес на санках
Интегрированное занятие в средней группе
Музыкальный руководитель : Репина И. В.
Цель: Развивать у детей воображение, мышление, творческие способности. Укреплять межпредметные связи.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей вживаться в игровую ситуацию, создавая нужные образы.
- Учить передавать в движении содержание текста песни, особенности игрового образа.
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
- Совершенствовать чувство ритма.
Развивающие:
- Прививать навык работы в новой художественной технике.
- Развитие музыкальности ребенка.
- Развитие художественно-творческих способностей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброжелательность и искренность.
- Формировать выдержку, умение действовать по сигналу.
- Воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.
Предварительная работа : разучивание песен, игр, чтение русской народной сказки «Зимовье зверей», рассматривание изображений животных.
Материал: шапочки зверей для игры, металлофон, колокольчики, вата, альбомные листы, гуашь, кисточки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. Вот и зима к нам пожаловала.
Она зовет играть в снежки, на саночки садиться,
Спешить в морозные деньки на горку веселиться.
Сегодня мы поедем в зимний лес на санках – посмотреть, как зимуют звери. Давайте споем песню о санках.
А. Старокадомский «Песня «Кукла»
Музыкальный руководитель : А теперь садитесь в парах в сани и поедем в лес.
Дети встают парами, «едут» под песню А. Филиппенко «Сани».
Музыкальный руководитель : Далеко мы с вами заехали. Как тихо в зимнем лесу! Только позванивают сосульки на ветках деревьев. Давайте покажем, как звенят сосульки.
Н. Картушина «Музыка леса» -- игра на колокольчиках и металлофоне.
Музыкальный руководитель : А в зимнем лесу живут разные звери. Давайте посмотрим, кто там ходит по лесу.
Дидактическая игра «Кто как идет» муз. Г. Левкодимова.
Дети слушают и узнают музыкальные произведения, передают образы зверей в простейших имитационных движениях.
Музыкальный руководитель : А вы умеете танцевать, как лесные звери? (ответы детей)
Е. Гомонова «Пляска лесных зверей» -- танцевальное творчество.
Музыкальный руководитель : Молодцы, хорошо ваши звери танцевали! А сейчас нам надо пройти по лесу через «сугробы» вон к тем столам.
А. Гречанинов «Лошадка» - ходьба с высоким поднятием колена.
Музыкальный руководитель : А каких еще зверей, живущих в лесу вы знаете? (ответы детей) Давайте нарисуем их с помощью ватного комочка.
Воспитатель объясняет, как надо пользоваться ватным комочком, чтобы нарисовать туловище животного, затем дорисовать детали кисточкой. Дети работают, воспитатель наблюдает за ними и,если необходимо, помогает.
Музыкальный руководитель : Какие замечательные зайцы и медведи у вас получились! Пока рисунки высыхают, давайте поиграем в игру с медведем.
Л. Олифирова «Игра с медведем».
Музыкальный руководитель : А хотите прокатить своих зверей на санках? (ответы детей) Тогда берите свои картинки и садитесь в санки.
Звучит песня А. Филиппенко «Сани».
Дети встают парами, изображая сани, и «уезжают» из зала
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Весенний наряд земли
Тематическое занятие во 2 младшей группе
Музыкальный руководитель :
Репина И. В.
2016г.
Цель: Обогащать детей эмоциональными впечатлениями. Приобщать малышей к веселому, радостному настроению, доставить им удовольствие.
Задачи.
Образовательные:
- Расширять представления о простейших связях в природе.
- Формировать стремление петь знакомые песни.
Развивающие:
- Развивать диалоговую форму речи.
- Развивать и обогащать двигательный опыт.
- Развивать образное мышление.
- Обогащать и активизировать словарный запас по теме.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать и наблюдать.
Материал: весеннее оформление зала, металлофоны, колокольчики, цветочки каждому ребенку, шапочка пчелки, картины изменения в природе весной.
Предварительная работа : выучить песни, танец.
Дети входят в зал, звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник».
Музыкальный руководитель : Ожила вокруг природа, пробудившись ото сна,
С голубого небосвода в гости к нам спешит весна.
Когда приходит весна, что происходит с природой? (ответ детей) Посмотрите, как изменяется все вокруг. (показ картин Саврасова, Левитана и др., дети отвечают на вопросы по картинам)
По земле весна идет, музыку свою несет! Давайте поиграем на инструментах, послушаем музыку весны.
Филиппенко А. «Песня о весне» -- дети слушают и подыгрывают на колокольчиках, металлофоне.
Музыкальный руководитель :
На полянке мы сидим, во все стороны глядим. (дети смотрят по сторонам)
Увидали ручеек и пошли через мосток. (идут по «мостику»)
За мостком растут цветы небывалой красоты!
Посмотрите, какие красивые цветы у нас выросли. Давайте споем песню о них.
Карасева М. «Цветики» -- пение.
Музыкальный руководитель : А как называется этот синий цветочек?
Дети: Василек.
Музыкальный руководитель предлагает спеть о нем песенку.
Смирнова Л. «Василек»
Музыкальный руководитель : Эти красивые цветы так просятся в танец.
Танец с цветами.
Музыкальный руководитель : Весной, когда распускаются цветы, начинают летать пчелки. Они собирают нектар и делают из него мед. Давайте поиграем превратимся в пчелок.
Игра «Пчелки»
На полу разложены цветные обручи, на них прикреплены бумажные цветы разного цвета. Дети-пчелки (указательным и большим пальчиками держат бумажную пчелку (сворачивается конус из бумаги и раскрашивается, приклеиваются крылышки из капроновой ленточки, летят под музыку, по окончании музыки пчелки занимают цветок-обруч, приседают, «пьют» нектар.
Музыкальный руководитель : Вот и побывали мы на полянке. (задает вопросы по теме занятия)
Весна на птичьем дворе
Комплексное занятие во 2 младшей группе
Музыкальный руководитель : Репина И. В.
2015г.
Цель: Обобщать представления детей о домашних птицах. Вызвать интерес к театрализованной деятельности. Развивать эмоциональность.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей активно участвовать в совместных играх.
- Обучать правильному произношению звуков.
- Формировать первоначальные навыки в передаче игрового образа. -
- Учить делать аппликацию по контуру.
Развивающие:
- Развивать связную речь.
- Расширять и обогащать словарный запас.
- Развивать умение под музыку выразительно имитировать движения, характерные для различных животных.
Воспитывающие:
- Воспитывать партнерские отношения между детьми.
- Прививать детям чувство дружбы.
Оборудование: Плоскостный домик. Скамеечка. веревка. Шапочки цыплят. Маска кошки. Листы бумаги с контурами цыплят. Желтые салфетки. Клейстер. Кисточки. Фломастеры (красный и черный).Корзинка с «яичками» из киндер-сюрпризов.
Музыкальный руководитель : Ребята, отгадайте загадку!
Квохчет, квохчет, по двору гуляет, деток собирает. Кто это? (ответ детей). Правильно курочка. Хотите, я расскажу вам историю про нее? Только, если вы мне поможете. Согласны?
Жила-была Курочка-Рябушечка. Всю зиму она сидела в домике-курятнике. Наступила весна: стало солнышко пригревать, во дворе травка зеленая выросла. (Курочка-воспитатель- выходит из домика).вышла курочка по травке погулять, червячков поискать, водичку из лужицы попить. Хорошо! Да только скучно ей одной. Решила курочка цыпляток вывести. Снесла она яички и стала их высиживать. (курочка уходит в домик). Не ест, не пьет, яички греет. И вдруг… что это (Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся цыплят» М. Мусоргского).Кто это стучит? Правильно, цыплята в яичках стучат. Раскололись скорлупки, и выбрались цыплята на свет. Какие они? Желтые, пушистые. Хотите быть цыплятками? Идите за мамой-курочкой. Цыплята только что вылупились, ножки у них маленькие, ходят они мелкими шажочками. (Дети-цыплята идут под песню «Цыплята» А. Филиппенко). Долго сидели цыплята в скорлупке, устали. Надо зарядку делать.
Курочка: Становитесь по порядку, с мамой делайте зарядку!
Надо нам потанцевать, ножки, крылышки размять.
Пусть мы еще малышки, но крепки наши крылышки.
Помашем ими дружно, смотрите-ка как нужно. (машут руками)
Выставляем ножки, как будто мы в сапожках:
Сначала ножку правую, а потом и левую.
Вот так танцуя весело, гимнастику мы делаем (выставляют ногу на пятку)
Чтоб увидеть все вокруг, повернемся, сделав круг.
А потом еще другой и закружимся юлой. (кружатся)
Будем прыгать высоко, видишь, это так легко!
Пусть не можем мы летать, зато любим поскакать. (прыгают)
Курочка: Молодцы, мои цыплятки, дружно сделали зарядку.
Музыкальный руководитель : А я хочу еще загадку загадать. Кто на птичьем дворе самый главный? (петушок). Правильно, давайте повторим знакомую песню.
Дети поют р. н. песню «Петушок».
Музыкальный руководитель : А еще на птичьем дворе весной вышли из сарайчика уточки.
Утки плавают с пеленок, даже маленький утенок
Корм, ныряя, достает! На воде не пропадет!
Танец «Уточки» М. Картушина
Музыкальный руководитель : А я вам хочу еще загадку загадать.
Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет.
одевает ребенку шапочку кошки, сажает его.)Правильно, кошка. А вот и она). Лежит на лавочке, мурлычет, дремлет на солнышке.
Курочка: Осторожней будьте, крошки, берегитесь Мурки-кошки.
Давайте для кошки, чтобы она стала доброй, споем песню.
Песня «У окна-окошка» (ж. «Муз. рук. №3-2012)
Курочка: Какая добрая песня! Теперь пойдемте в курятник, я научу вас на жердочке сидеть. (возле домика лежит веревка, дети становятся на нее и приседают).Сидите, цыплятки, а я пойду,посмотрю, уснула ли кошка, можно нам во двор идти.
Инсценирование песни «Цыплята» А. Филиппенко
Музыкальный руководитель : На скамейке, у дорожки улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. (кошка мяукает и догоняет цыпляток). Вот как хорошо поиграли! А теперь пора цыпляткам снова превращаться в ребяток. А чтобы Курочке не было скучно, мы для нее сделаем цыплят.
Аппликация «Цыплята». Дети скатывают в шарики небольшие кусочки салфеток, наклеивают шарики на лист бумаги, заполняя контур цыпленка; подрисовать клювик, лапки, глаз).
Курочка: Чудесные цыплята получились! А я угощу вас волшебными яичками. (выносит корзинку с «яичками», в них – конфетки)
Детский альбом П. И. Чайковского
Тематическое занятие в средней группе
Музыкальный руководитель :
Репина И. В.
2016г.
Цель: Познакомить с «Детским альбомом П. И. Чайковского.
Задачи:
Образовательные :
- Учить определять характер и настроение музыки.
- Знакомить с творчеством П. И. Чайковского.
Развивающие:
- Развивать умение высказываться о своих впечатлениях об услышанном
- Расширять кругозор
- Активизировать словарь
-Поощрять творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать умение играть в коллективе
- Воспитывать усидчивость, умение слушать.
Материал: портрет П. И. Чайковского, ткань-шарфики и цветы для танца, гусарские кивера, 2 куклы.
Ход занятия
Музыкальный руководитель : Много лет назад родился мальчик и назвали его Петей. В семье его очень любили, потому что он был очень добрый. Часто Петя бросал игру и уходил куда-то и к чему-то прислушивался. а прислушивался он к музыке, которая звучала у него внутри и он просто не знал куда от нее деваться. Потом он научился записывать ее и написал много красивых произведений.
У Петра Ильича Чайковского был маленький племянник, который умел играть на пианино и для него он написал «Детский альбом»
Бом, бом,бом,бом, открывается альбом.
Не простой, а музыкальный, то веселый, то печальный.
Сочиненный для ребят много, много лет назад.
Деревянные солдатики маршируют до зари,
Из всей из математики знают только «раз, два, три»
Дети слушают «Марш деревянных солдатиков»
Музыкальный руководитель : Что можно делать под эту музыку, что вы представили (ответ детей) Возьмите кивера – гусарские шапки и помаршируйте, но обратите внимание, что музыка не всегда громкая. Она звучит и тихо, как будто солдатики прислушиваются.
Мальчики маршируют под «Марш деревянных солдатиков»
Музыкальный руководитель : Тихо, тихо, тишина – кукла бедная больна.
Кукла бедная больна, просит музыки она.
Дайте, что ей нравится и она поправится.
Дети слушают «Болезнь куклы», две девочки качают куклы.
Музыкальный руководитель : Какого характера музыка? Что вы представили, слушая ее? (ответы детей)
Музыкальный руководитель : Кукла вальс танцует старый,
Пара кружится за парой.
А юла, юла, юла себе пару не нашла.
Кто с юлой подружится, тот и сам закружится.
Дети слушают «Вальс»
Музыкальный руководитель : Мы с вами слушали вальс – танец, в котором кружатся парами, но можно танцевать и с шарфиками, и с цветами. Давайте потанцуем, разбирайте шарфики, цветы, а кто-то встанет парами. Можете кружиться, покачиваться.
Танцевальная импровизация «Вальс»
Музыкальный руководитель : И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех
Дети слушают «Камаринскую»
Музыкальный руководитель : Какая по характеру музыка? Что можно представить? А давайте и мы будем играть вместе с этой веселой, танцевальной музыкой.
Шумовой оркестр «Камаринская»
Музыкальный руководитель : Прошло уже очень много лет, но и сейчас музыка П. И. Чайковского, его «Детский альбом» кажется удивительной и неповторимой. (спрашивает какие произведения слушали)
Золотая волшебница Осень
Тематическое занятие в подготовительной группе
Музыкальный руководитель :
Репина И. В.
2017 г.
Цель: Обогащать впечатления детей через различные виды искусства.
Задачи
Образовательные:
- Учить видеть художественный образ в единстве его содержания и средств выразительности.
- Учить высказываться о музыке.
- Познакомить детей с картинами русских художников.
Развивающие:
- Развивать способность эмоционально откликаться на музыку.
- Развивать воображение, творческие способности.
- Развивать у детей понимание классической музыки.
Воспитывающие:
- Вызывать у детей желание передавать красоту стихов и картин в движении.
- Воспитывать у детей любовь к классическому наследию, чувство прекрасного: уметь видеть красоту природы и оберегать ее, слышать красоту музыки.
Музыкальный материал : П. И. Чайковский «Осенняя песня», А. Вивальди «Осень», Н. Сураева-Королева «Осень в Саранске», танец с листочками
Репродукции картин об осени.
Предварительная работа : рассматривание картин об осени, заучивание стихов.
Форма работы : фронтальная
Ход занятия
Музыкальный руководитель (М. Р.) приветствует детей: Какое у нас сейчас время года? Какая бывает осень? (ранняя, поздняя). И сегодня на нашем занятии мы будем слушать музыку об этом замечательном времени года.
Музыка может нарисовать перед слушателями картину природы, подражая ее звукам и голосам. Но главная особенность музыки в том. Что она может передавать настроение и чувства людей. И сегодня мы попытаемся понять, о чем рассказывает и как рассказывает музыка. Для этого сядем поудобнее, закроем глазки и музыка унесет нас далеко, далеко в волшебный мир звуков.
Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде, в разноцветном, расписном.
Звучит музыка А. Вивальди «Осень»
М. Р. : Ребята, какая музыка по характеру?
Дети: Спокойная, ласковая. Грустная.
М. Р. : А о чем рассказала музыка?
Дети: Музыка рассказала нам об осени. Светит солнышко, деревья стоят красивые с желтыми и красными листочками. Легкий ветерок играет с листочками
М. Р. : Да, осень радует нас красотой деревьев, удивительным сочетанием цветов: зеленый, красный, оранжевый, желтый. Лес становится сказочно красивым, восхищает и удивляет нас. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»
Лес – точно терем расписной. Лиловый, золотой, богряный.
Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Неправда ли, как точно стихи перекликаются с музыкой. Ребята, а мы с вами знаем песню, где чудесными красками наряжается природа.
Исполняется песня Н. Сураевой-Королевой «Осень в Саранске»
М. Р. : Осень – самое выразительное время года. Позолотились березки, раскраснелись рябинки, зарделись клены. А давайте изобразим эту красоту. Ветер сорвал с деревьев листочки и закружил их в воздухе. Начинается карнавал листвы.
Танец с листочками.
М. Р. : Но осень отличается и переменчивой погодой. Только что светило солнце и вдруг на небе появились тяжелые облака, сделалось все вокруг мрачно и пасмурно. Вот послушайте другое произведение.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня»
М. Р. Я вижу, что вы узнали эту музыку. Назовите автора и название пьесы. (ответ детей) Какой характер музыки? (грустный, жалобный, тоскливый) Что можно представить, когда слушаешь эту музыку?
Дети: Музыка изображает картину поздней осени. Листья облетают с деревьев, дует сильный ветер, идут дожди.
М. Р. : Да, поздней осень грустно видеть деревья без листьев, сказочная природа увядает, красота осени уходит. Вот послушайте стихотворение русского поэта Алексея Толстого.
Осень! Обсыпает весь наш бедный сад
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные, вянущих рябин.
А сейчас я предлагаю вам пройти в нашу осеннюю галерею. Многие художники восторгались красотой природы и свое чувство и настроение изображали красками в картинах. Подберите подходящие к прослушанной музыке произведения художников.
Дети высказывают свое мнение.
М. Р. : Ребята, а что вам понравилось на нашем занятии? (ответы детей). Да, на сегодняшнем занятии мы попытались понять язык музыки. Мы не будем расставаться с ней, ведь музыка – ключ к большому и загадочному миру, окружающему нас.