Ольга Ковешникова
Контрольная работа «Виды музыкальных занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды музыкальных занятий
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Музыкальный руководитель ДОУ»
Публикация «Контрольная работа „Виды музыкальных занятий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Тесты, контрольные, проверочные
- Темочки
по теме: «Виды музыкальных занятий»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Ковешникова О. Д
г. Москва, 2016 г
План
1. Введение
2. Виды музыкальных занятий
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложение
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что деятельность являясь активным процессом, позволяет овладеть общественным опытом, достижениями культуры. В течение жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.
Так, в свое время психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии видов деятельности порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.
Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих себе других. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии.
Музыка и различные виды деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Таким образом, можно сформулировать цель настоящей работы, которая заключается в изучение видов музыкальных занятий, влияющих на воспитание, обучение и развитие ребенка.
Виды музыкальных занятий
Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности : занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.
Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее преодолеть трудности.
Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. п. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими. Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение.
Организация занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим 3—4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе. Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям.
Итак, музыкальные занятия являются основной формой организации музыкальной деятельности детей, позволяющей наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка.
Музыкальные занятия в зависимости от числа участвующих в них детей принято делить на несколько видов: индивидуальные музыкальные занятия; музыкальные занятия по подгруппам; фронтальные музыкальные занятия.
Индивидуальные музыкальные занятия проводятся с каждым ребёнком отдельно. Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы.
По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить :
Типовые (или традиционные);
Доминантные;
Тематические.
Фронтальные занятия могут быть также комплексными.
Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).
Доминантные занятия позволяют ликвидировать отставание детей в формировании какой-либо способности, исполнительских умений, стимулируют творчество.
Доминантное музыкальное занятие может иметь две разновидности. Одна их них характеризуется преобладанием, какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления.
Вторая разновидность, доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, ладового чувства и т. д.).
Тематическое музыкальное занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей.
Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь темой.
В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия принято подразделять на несколько разновидностей: собственно, тематические (когда тема связана с музыкой и взята из жизни, например, «Природа в музыке», «Времена года в музыке» и т. д.).
Главное в этих занятиях – показать возможности музыки в передаче жизненных явлений.
Музыкально-тематические занятия (когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.); сюжетные музыкальные занятия.
Эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией («Сказка в музыке» и т. д.) (Приложение 1).
Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра и т. д.
Занятия с доминированием одного вида деятельности. Проводятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель считает необходимым уделить выработке навыков той или иной музыкальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формируется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения.
Цели этих занятий : объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно- речевую и т. д., обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.
И последнее, что хотелось бы сказать так это то, что музыкальный руководитель должен уметь применять все формы организации музыкальной деятельности детей : разнообразные досуги (в том числе тематические концерты, беседы-концерты, развлечения, праздничные утренники.
Заключение
Опираясь на выше изложенное, следует отметить, что музыкальный руководитель должен уметь применять индивидуально-дифференцированный подход к своим воспитанникам, разные способы педагогического воздействия, учитывая индивидуальные качества детей, их склонности, способности. Ориентировка педагога на некий средний уровень губительно сказывается на одаренных детях, а недостаточное внимание к отстающим может навсегда закрыть перед ними дверь в мир музыки. Музыкальный руководитель должен постоянно диагностировать музыкальное развитие дошкольников и обучать каждого ребенка, исходя из его возможностей. Для этого применяются различные по степени сложности задания на занятиях фронтальных, по подгруппам, а также индивидуальных.
Выполнению развивающей функции мешает любое однообразие, в том числе и постоянная, неизменяемая структура музыкального занятия. Музыкальный руководитель должен творчески относиться к построению музыкальных занятий, заранее продумывая различные варианты, а также перестраивать структуру занятия на ходу в зависимости от самочувствия детей, проявления или угасания интереса, предусматривать смену нагрузок и т. д.
Музыкальное развитие детей будет успешным, если музыкальный руководитель применяет различные виды музыкальных занятий (доминантные, тематические, комплексные).
Список литературы
Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М. : Владос, 2000.
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 270 с.
Демкина Н. Е. Конспект музыкального занятия // https://demkina.egords15.edumsko.ru/articles/konspekt_muzykal_nogo_zanyatiya (дата обращения 18.12.2016).
Приложение 1
План-конспект музыкального занятия
«СКАЗКА БЕЛОЙ ЗИМЫ»
ЗАДАЧИ:
формировать умение вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него;
расширять музыкальный кругозор;
способствовать проявлению музыкально-творческих способностей;
воспитывать интерес и уважение к творчеству композитора-классика: П. И. Чайковского;
воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
музыкальные молоточки;
музыкальные инструменты;
иллюстрации поэтов, композиторов, природы;
«зимние» деревья;
Снежинки – платочки.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ :
П. И. Чайковский «Зимнее утро», «Если б я был» (___ народная песня,
Зал украшен «зимними деревьями», с потолка свисают белые снежинки,
Ход занятия
Дети спокойно входят в зал.
Приветствие (коммуникативная игра) «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки, хлоп – хлоп – хлоп!
Здравствуйте, сапожки, топ – топ – топ!
Здравствуй, шустрый ветерок, звонкий детский голосок!
Здравствуйте!
С нетерпением мы ждали первого снежка, наконец-то снова с нами русская зима!
Гуляет русская зима, останови ее попробуй!
Махнет рукой – бела земля, махнет другой – растут сугробы!
Вот волшебная дорожка, в зимний лес она зовет
Веселей шагайте ножки, пусть никто не отстает
А чтобы нам не было скучно в дороге, я вам спою веселую песню.
«если б я был»
(Дети идут по залу друг за другом, повторяя движения МР)
Мы в волшебный лес попали, мы тут раньше не бывали
Ах, какой красивый лес, здесь полным-полно чудес!
Вот тропинка привела нас на пенечки (Дети усаживаются на стулья)
Снег устилает землю, дует холодный ветер, солнце выглядывает редко, но как мы радуемся морозным денькам, когда снег искрится на солнце.
Вот как говорит о зиме А. С. Пушкин: (первый слайд)
… Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебная зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
У Пушкина зима предстает перед нами торжественной и величественной. Только волшебница смогла так изменить природу, и мы восхищаемся ее силой.
А вот как говорит о зиме С. Есенин: (второй слайд)
… Поет зима, аукает
Лохматый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется
Но больно холодна.
У А. С. Пушкина зима: торжественная, величественная.
У С. Есенина: тоскливая, печальная, заунывная.
Так по-разному встречают зиму поэты.
- А с каким настроением вы ко мне пришли? (Ответы детей)
- Как можно выразить настроение? (Мимикой лица, движением)
- Правильно, каждый выражает настроение по-своему.
- А вот композиторы передают настроение средствами музыки. Послушайте, как это сделал композитор П. И. Чайковский в произведении «Зимнее утро».
Дети слушают музыку.
- Какое настроение передал композитор?
- Какая музыка по характеру?
Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.
Муз. руководитель: Когда вы слушали «Зимнее утро» П. И. Чайковского, какая возникла
картина?
Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного
неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено
Муз. руководитель: Верно. А в каком темпе исполняется это произведение и почему?
Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.
Муз. руководитель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо охарактеризовали это произведение. Да, возникает картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно.
Но у нас с вами совсем другое настроение. И, поэтому, красавица зима приготовила для нас сюрприз. Посмотрите на эти прекрасные снежинки. Они не простые. На них нарисованы задания. Только сначала нам надо будет угадать, что же за задание приготовила для нас Зима.
(первая снежинка – балетки)
Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке?
А как вы думаете, что же могут обозначать эти балетки? Что Волшебница Зима от нас хочет?
Дети: Мне кажется, что балетки могут обозначать танец.
Муз. руководитель: Да, ребята, мне тоже так кажется. А танец у нас будет тоже зимний. Давайте мы вместе посмотрим, как танцуют танец снежинок наши девочки.
ТАНЕЦ СНЕЖИНОК
Муз. руководитель: Молодцы, девочки. Вы очень красиво танцевали. А теперь давайте посмотрим, какое же второе задание приготовила для нас Зима
(вторая снежинка – нотки)
Муз. руководитель: смотрите, ребята, тут нарисованы нотки. Как вы думаете, что они могут символизировать?
Дети: Мне кажется, что нотки могут символизировать Музыку.
Муз. руководитель: Зимний пушистый снег – это бывшие дождинки, замерзшие на зимнем ветру. Снежинки легки, невесомы, музыку их воздушного танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать. Давайте попробуем сыграть музыку снежинок. Вы согласны? А какие музыкальные инструменты подойдут для исполнения этой музыки?
Дети: Металлофон, колокольчики, треугольники.
Муз. руководитель: ну раз девочки у нас исполняли танец снежинок, то я предлагаю музыку снежинок сыграть мальчикам. Ну что, попробуем?
Под музыку дети играют на музыкальных инструментах.
Муз. руководитель: - В лесу все очарованы вашей прекрасной музыкой. Тишина в зимнем царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете?
Дыхательное упражнение «Аромат» - дети «вдыхают» воздух, и, выдыхая, поизносят: «Ах!»
Муз. руководитель: Ну а теперь пришло время посмотреть, какое же последнее задание приготовлено для нас.
(третья снежинка – птичка)
Муз. руководитель: На картинке изображена птичка. Что бы это могло значить, как вы думаете?
Дети: Птички поют песенки. Поэтому я думаю, что тут изображена песня.
Муз. руководитель: Молодец! Я тоже думаю, что следующее задание Зимы – спеть зимнюю песенку. Только вот воздух в лесу холодный. И перед тем как мы споем песенку, предлагаю разогреть свои горлышки.
Распевка «Да-да-да, вот настали холода!»
Муз. руководитель: - Разогрели горлышки и язычки? А теперь споем веселую зимнюю песню.
Исполняется песня «снежная песня»
Муз. руководитель: Очень хорошо и весело вы спели эту замечательную песенку. Только я что-то совсем замерзла. И поэтому предлагаю нам с вами поиграть в музыкальную игру «а на улице мороз»
ИГРА
Муз. руководитель: - Слышите? Ветер засвистел, пурга начинается и скоро все тропинки заметет снегом. Пора возвращаться.
(дети встали на полукруг)
Муз. руководитель: Ну что ребята, вот мы и снова оказались в нашем садике. А что мы с вами делали в лесу?
Дети: Пели песню.
- Слушали произведение Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро».
- Танцевали танец снежинок.
- Играли музыку снежинок.
- Играли.
Муз. руководитель: понравилась вам наша прогулка?
Дети: Да!
Муз. руководитель: Мне она тоже очень понравилась. Ну, а сейчас нам пора прощаться.
Дети: До свидания.
Муз. руководитель: До свидания, ребята.
Дети выходят под музыку из зала.