Лифразат Гаджижалилова
Конспект занятия в подготовительной группе «Весна на Ставрополье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
Конспект занятия в подготовительной группе
Подготовила :
Гаджижалилова Л. О.
Музыкальный руководитель
с. Московское, 2023г.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Весна на Ставрополье“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Непосредственно-образовательная деятельность по музыкальному развитию на тему «Весна на Ставрополье»
Цель - формировать у детей любовь к Ставропольскому краю, чувство гордости за свою малую родину, за людей, живущих в родном селе.
Задачи: Привить желание больше узнать о своём крае, познакомить детей с творчеством Ставропольского художника П. М. Гречишкина, научить детей видеть красоту природы в произведениях художника;
- закрепить знания о Ставропольском поэте А. Екимцеве, Л. Чёрной.
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы.
- дать представления о возможных вариантах движения музыкальной линии голосом (прямые, зигзаг).
- различать низкий, средний и высокие звуки, исполнять их по показу музыкального руководителя.
-правильно передавать мелодию песни, точно передавать ритмический рисунок проигрыша на музыкальных инструментах.
- воспитывать умение сочетать в хороводах пение и движение
-продолжить ознакомление дошкольников с легендами народов Северного Кавказа, развивать творческие способности детей.
Интеграция образовательных областей;
-"социально-коммуникативное развитие"- формирование представления о родном крае.
-"познавательное развитие"- развитие воображения и творческой активности.
-"речевое развитие"- развитие звуковой и интонационной культуры речи.
-"физическое развитие"- развитие координации, гибкости, равновесия, координации движений.
Предпосылки учебной деятельности (подготовительная группа)
-воспитывать нравственные ориентиры (любовь к малой родине)
-умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности,
-умение работать по иллюстрации
-умение слушать собеседника
Предварительная работа:
-беседа о малой Родине.
- знакомство с творчеством поэта А. Екимцева, композиторов И. Пятко,
А. А. Ефтодьевай, Г А. Капля, художников П. М. Гречишкина, Н. А. Ярошенко, Г. А. Поповников.
-беседа и рассматривание картин: пейзаж, галерея, портрет
- разучивание песен, хоровода и игры.
- разучивание драматизации легенды "Озеро Тамбукан - подарок Хатипары"
Оборудование для педагога: Фортепиано, компьютер, мультимедийный экран, проектор.
Оборудование для детей: колокольчики, прикреплённые к цветку, травка на лугу, платочек для игры, гофрированная бумага для бабочек, двойной скотч, карта Ставропольского края, для драматизации; костюмы, озеро, мешочки с подарками, имитация камня.
Ход занятия
Дети заходят в зал под песню "Здравствуйте" муз Г. Капля. в руках держат цветы из бумаги с колокольчиками, на первый запев заходят и выстраиваются полукругом, поют, в конце их ставят на полянке (в центре зала) садятся
«Здравствуйте» муз. Г. Капля
1. На планете детства мы живём.
Рады солнцу, рады свету.
День проснулся, улыбнулся - хорошо,
Будем рады каждому рассвету.
По дорожкам утром мы пойдём,
Всем подарим песню эту.
Припев:
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте друзья!
Слово привычное говорю вам я.
Это слово улыбнётся
И опять ко мне вернётся.
2. В небе вижу солнышко, кивну,
Облакам махну ладошкой,
Белую берёзку нежно обниму,
Посмеёмся с воробьём и с кошкой.
В этом слове чудо, волшебство.
Поиграем с ним немножко.
Припев:
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте друзья!
Слово привычное говорю вам я.
Это слово улыбнётся
И опять ко мне вернётся.
3. Эта песенка звучит весь день,
Слышат взрослые и дети.
И с лица уходит сразу грусть и тень,
На слова простые эти
Это значит добрым будет день.
Повторяйте с нами вместе!
Припев:
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте друзья!
Слово привычное говорю вам я.
Это слово улыбнётся
И опять ко мне вернётся.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я вас очень рада видеть. Посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей, мы их только что поприветствовали песней, и постарались подарить им хорошее настроение.
(садятся)
Ребята, приглашаю вас и наших гостей отправиться в необычное путешествие по весеннему Ставрополью.
Ставропольский край - край степей и гор, лесов и лугов, он чарует дарами щедрых нив, садов, виноградников, красотой горных пейзажей, прохладой серебреных рек, свежим кристальным воздухом.
Люблю лесов благоуханье,
И запах скошенной травы,
И пчел роящихся жужжанье,
И шум проснувшейся листвы.
Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!
Музыкальный руководитель: Так с любовью написал о нашем крае Ставропольский поэт Александр Екимцев.
Мы с вами уже знакомы с этим замечательным поэтом, много беседовали и читали его стихотворения. Творческие силы Екимцев черпал в природе. Лучшим отдыхом для Александра Ефимовича была лесная прогулка, во время этих прогулок на него часто нисходило вдохновение.
А ставропольский художник Павел Моисеевич Гречишкин изобразил лес в своей картине, которая называется "Первая зелень ".
Беседа о картине
Что вы видите на картине? Какое время года изобразил художник? А почему вы решили, что это время года весна? Какого цвета небо? Обратите внимание, как художник изобразил листья в этом густом лесу, они бледные, солнце не проникает сквозь высокие деревья.
Давайте мы с вами отправимся на лесную прогулку, предлагаю взять волшебные колокольчики, которые помогут нам оказаться в красивом весеннем лесу.
Дети берут колокольчики, кружатся вокруг себя и ставят на полянку.
Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».
Музыкальный руководитель — Ребята, вы слышите, музыка звучит? Послушайте её внимательно.
Дети слушают мелодию весенняя капель.
Музыкальный руководитель — Дети, что можно представить, под эту музыку?
Дети перечисляют: Ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, просыпаются звери, капель, идет дождь.
Музыкальный руководитель — Молодцы ребята, музыка которая сейчас прозвучала, называется «Весенняя капель». А сейчас давайте вспомним как таял снег, и попробуем это изобразить.
Игра-пантомима «Сугроб» (на музыку «Утро» Э. Грига)
«Игра-пантомима»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Дети имитируют движения по тексту.
На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.
— Почему река исчезла в озере?
Музыкальный руководитель : А началось все с большого-пребольшого сугроба. (Дети становятся в круг, поднимают руки вверх.) Но вот припекло солнышко. Сугроб постепенно стал оседать под лучами теплого солнца (Дети постепенно опускают руки вниз.) И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. (По очереди 5-6 детей выбегают из круга.) Но вот солнце припекло еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро-быстро побежали, огибая камушки, кустики и деревья. (Остальные дети выбегают из круга поочередно, врассыпную.)
Вскоре они объединяются, и вот уже шумит бурная река. (Дети объединились и бегут «змейкой».) Бежит река, увлекая за собой прошлогодние листья и ветви. Вскоре река влилась в озеро и исчезла.
садятся на стульчики
На смену зиме спешит весна. Природа просыпается после долгого зимнего сна. Давайте и мы попробуем изобразить пробуждение природы.
Голосовая разминка «Пробуждение природы»
Пригрело весеннее солнце, с пригорка побежал весёлый ручеек
(дети болтают языком, изображая бульканье ручейка).
До краёв наполнил большую глубокую лужу
(все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).
Перелился через край (голосом делают “волну” – вверх-вниз).
И дальше побежал (бульканье ручейка).
Выбрались из-под коры жучки
(ж-ж-ж, ж-ж-ж, в низком регистре)
и букашки (з-з-з, з-з-з, в более высоком,
расправили крылышки (крш)
и полетели кто куда (тр-тр-тр, шёпотом).
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).
И вылез ёжик (сопение носом).
Лес наполнился птичьими голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно).
Вот и пришла весна.
Молодцы, как вы хорошо изобразили весну. Спешит, торопится весна. А мы с вами знаем песню о весне, ставропольского композитора Ирины Пятко. Давайте её споём.
Песня "Весна" с треугольниками
Детская песня – Весна муз. И. Пятко
Я сегодня увидала,
Что на улице весна.
Мы ее так долго ждали,
А она уже пришла.
Припев:
Легкий ветер заиграл в волосах,
Ситец платьев закружил по двору.
И на солнышке жуки-усачи,
Дружно песенку поют про весну.
По асфальту вновь стучат каблучки,
Отвечает им вдогонку капель,
я сегодня увидала весну,
На окошке распустилась сирень.
2. Стихли вьюги и метели,
Позабыты холода.
Словно в старой доброй сказке,
В гости к нам пришла весна.
Припев:
Легкий ветер заиграл в волосах,
Ситец платьев закружил по двору.
И на солнышке жуки-усачи,
Дружно песенку поют про весну.
По асфальту вновь стучат каблучки,
Отвечает им вдогонку капель,
я сегодня увидала весну,
На окошке распустилась сирень.
Музыкальный руководитель : Ну вот, предлагаю продолжить наше путешествие, возьмём волшебные колокольчики и окажемся на цветущем весеннем лугу.
Дети берут колокольчики, кружатся вокруг себя и ставят на полянку.
Посмотрите, как художник Гречишкин увидел красоту весеннего луга и изобразил её на картине.
Беседа о картине
Что вы видите на этой картине?
Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией. Белые клубящиеся облака, зеленый цвет холмов – этот контраст придает картине величие.
Отрывок из стихотворения "Край зеленый" Михаила Комарова
Я люблю родное небо - над равниной синий зонт
Запах дыма, запах хлеба и в лугах ромашек звон
Музыкальный руководитель: Издавна, на Руси на лугах водили хороводы, пели песни и играли в игры. Предлагаю, на нашем цветущем лугу завести хоровод "Как зима с весною повстречалась"
Хоровод "Как зима с весною повстречалась"
А сейчас можно поиграть в русскую народную игру "Гори, гори ясно". Ребята, скажите, пожалуйста, каким способом мы выберем водящего?
Дети: Считалкой!
На лужок пришли ребята:
И мальчишки, и девчата.
На зеленый, на лужок,
Выходи и ты, дружок.
Игра "Гори, гори, ясно"
Цель: Упражнять в быстром беге, умению действовать по сигналу и быть отзывчивыми и доброжелательными в игре. Развивать выдержку, ориентировку в пространстве и умение не наталкиваться во время бега.
Считалкой выбирается ведущий. Участники игры становятся в круг, держась за руки. Ведущий встаёт в круг, в руках у него ленточка, поднимает её над головой и начинает движения против основного круга. Когда начинается движение круга, все игроки вместе с ведущим произносят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После сказанных слов ведущий игрок останавливается, поднимает руку с ленточкой вверх, делает ею взмах, будто пытается их разделить, а двое детей которые оказываются от ведущего с правой и с левой стороны поворачиваются друг к другу спиной и начинают убегать друг от друга в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернётся к ведущему схватив ленточку, тот и победил, в дальнейшем он становится ведущим,а кто не успел он "горит".
Когда два игрока начинают свой забег, дети стоящие в кругу "болеют" за понравившегося им игрока.
Игра повторяется несколько раз.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам опять взять волшебные колокольчики и с помощью их продолжить наше путешествие.
Дети берут колокольчики и кружатся вокруг себя, ставят на полянку,
садятся на стулья.
Музыкальный руководитель: Ставропольский край окружают большие Кавказские горы. Многие из вас рассказывали, что ездили с родителями в горы и говорили, как они вам понравились. Ребята, земля Кавказа славится своей красотой, и не раз становилась предметом восхищения великих поэтов России.
Люблю Кавказ, чарующие горы,
Величье скал, безмолвие вершин.
Люблю Кавказ, родимые просторы,
Ручьёв журчание и тишину долин.
В творчестве П. М. Гречишкина есть немало картин, где он изобразил горы.
Беседа о картине
Что вы видите на этой картине?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: О прекрасном крае ставропольский народ складывает сказки, пословицы, загадки. А ещё о ставропольском крае существует много легенд.
Легенды - это волшебный мир. Переданные увлекательные легенды о далёком прошлом и невиданных существах открывают перед нами мир во всем его многообразии. Давайте, мы с вами отправимся в страну легенд.
Звучит национальная музыка
Драматизация легенды озеро Тамбукан - подарок Хатипары.
Ведущий: В далёкие древние времена на бескрайней равнине жили люди великаны - нарты. Правил ими седоголовый красавец Эльбрус (заходит)
Росли у него три дочери (выходят по очереди)- старшая Шхара, средняя - Шхельда, младшая - Хатипара. (музыку на паузу)
Однажды Эльбрус накануне своего дня рождения созвал своих дочерей и говорит:
Эльбрус. Дочери мои любимые, дочери мои красивые, я вас всех очень люблю, но мне хотелось бы узнать о вашей любви ко мне. Ступайте да приготовьте каждая ко дню рождения подарок, по нему я и буду судить о вашей любви ко мне.
Ведущий: Озадаченные просьбой отца, дочери разошлись по своим хоромам.
продолжение музыки, дочери уходят.
Вот наступил долгожданный день рождения Эльбруса. Первой к отцу вышла старшая дочь Шхара. (в руках держит подарок)
Шхара. Отец, я очень сильно люблю тебя, прими от меня в дар злато и серебро, которое я нашла высоко в горах.
Эльбрус. Уважила ты меня, дочка, своим подарком, вижу, что сильно любишь меня!
Ведущий: Второй к отцу подошла Шхельда.
Эльбрус. Что ты приготовила для меня в дар, дочь моя средняя Шхельда?
Шхельда. Я, отец, преподнесу тебе в дар драгоценные камни. (отдаёт мешочек с камнями)
Эльбрус. Вижу, дочь, что и ты меня любишь.
Хатипира: "Отец мой любимый, есть и у меня для тебя драгоценный дар. (Хатипира протягивает мешочек с солью.)
Эльбрус. Что это? Уж не насмехаешься ли ты надо мной Хатипара? Простая соль - драгоценный подарок? Убирайся с глаз моих долой!
Ведущий: Вздрогнула Хатипара, жгучие слёзы полились с её глаз, схватив мешочек с солью, она кинулась бежать прочь от несправедливого отца. По дороге уронила она мешочек с солью в небольшое озеро.
Прошло время, после того как Хатипара покинула свой родной край, унеся с собой всю соль; среди народов начались болезни, которые покосили много народа.
Звучит печальная музыка (пауза)
Эльбрус. Я отдам всё своё богатство, все драгоценные камни за самый дорогой подарок моей младшей дочери Хатипары - соль, только она может спасти мой народ от смерти.
Эльбрус и две дочери уходят под печальную музыку.
Ведущий: С тех пор прошли тысячелетия, окаменевшие нарты превратились в горы. В центре них мы видим величавый Эльбрус, недалеко находятся Шхара и Шхельда. А далеко на западе есть вершина Хатипара. А в том месте, куда соль упала на землю, образовалось солёное озеро Тамбукан с целебной грязью. Так чудесный дар Хатипары и сегодня приносит исцеление людям.
Музыкальный руководитель: Спасибо, вам ребята, за рассказанную легенду. Сейчас, вдохните горного воздуха. Это наш край, это наша земля, это наша Родина. Для каждого человека есть своя малая Родина, а для нас малая родина - это наше село, Московское. Предлагаю взять волшебные колокольчики и вернуться в детский сад.
Дети берут колокольчики кружатся вокруг себя и ставят на полянку.
Ребята, мы снова в нашем родном селе. Давайте споём песню про любимое Московское.
Песня "село Московское"
Речка, поле, берёзки красавицы,
Всё знакомо и дорого здесь.
Оглядись, не ужель тебе кажется
Будто прекрасней ещё что-то есть.
Небо, солнце и песня раздольная
На душе и легко и светло.
Для меня на земле моя Родина
Самое милое сердцу село.
Припев:
И сердцем имя лишь твоё
Я повторять не устаю.
Село Московское моё
Тебя всем сердцем я люблю.
Утро, воздух, дыши не надышишься.
Запах хлеба и запах земли.
Оглядись, не ужели не видишь ты -
Это зоря потухает вдали.
Дети, люди, знакомые лица,
В каждом взгляде любовь и тепло.
Как же можно в тебя не влюбиться
Самое милое сердцу село.
Припев:
И сердцем имя лишь твоё
Я повторять не устаю.
Село Московское моё
Тебя всем сердцем я люблю.
За рекой петухи заливаются,
Просят солнышку окна открыть.
И росою село умывается
Что бы ещё красивей ему быть.
Припев:
И сердцем имя лишь твоё
Я повторять не устаю.
Село Московское моё
Тебя всем сердцем я люблю.
Музыкальный руководитель: Природа нашего села очень красива и разнообразна, радует глаз в любое время года. Красоту родных просторов отразил в своих картинах наш художник села Московского Геннадий Анатольевич Поповников.
-В нашем селе Московское находится Храм «Свято-Никольский» - это главная достопримечательность села.
Рефлексия.
Музыкальный руководитель
Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии, и о чём бы вы рассказали дома своим родителям?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель
Ребята, предлагаю вам из бумаги сделать бабочек и украсить ими карту Ставропольского края.
Продуктивная деятельность.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, с вашей помощью наш край стал ещё краше. На этом наше путешествие по весеннему Ставрополью закончилось. Дети под песню "Ставропольский край" уходят из зала.