Хисамутдинова Люция
«Весна идет, весне дорогу»
Занятие по развитию речи в старшей группе (с применением пальчиковой игротеки)
Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Ход занятия:
Публикация «„Весна идет, весне дорогу“» размещена в разделах
В-ль: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
В-ль: - Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдоль тропинка зовет.
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.
В-ль: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т. п.
В-ль: - Вот мы с вами и в лесу!
На мольберте вывешены иллюстрации о весне.
В-ль: - Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- В какой лес мы с вами пришли?
Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
В-ль: - Какое время года изображено на картинках?
Дети: - Весна!
В-ль: - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
В-ль: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.
Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.
Звучит звукозапись «голоса птиц».
В-ль: - Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…. (Скворец)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
В-ль: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».
В лесу, где березы столпились гурьбой
Подснежника глянул цветок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих сил
И тихо спросил:
Я вижу погода тепла и ясна
Скажите, ведь правда, что это весна?
В-ль: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться что бы это могло быть. Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали.
За ширмой появляется кукла – Лесовичок.
Лесовичок: - Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?
В-ль: - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!
Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?
Дети: - Да!
Лесовичок: - Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много снега. А как стало солнышко припекать, столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть вы знаете как?
В-ль: - Давайте, дети, поможем маленьким мышатам.
В небольшом и неглубоком тазу на горке камушек сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко.
Лесовичок: - Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые.
В-ль: - Лесовичок! А теперь ты нам помоги. Мы хотим весне преподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи!
Лесовичок: - Что ж, и я вам помогу! Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее. Подарите ей бусы.
В-ль: - Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные бусы из бумаги.
Дети накручивают полоски бумаги туго на карандаш, конец бумаги подклеивают и снимают заготовки, затем нанизывают их на шнурок.
В-ль: - Вот, Лесовичок, наш подарок готов. Передай его, пожалуйста, весне от нас.
Лесовичок: - Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного.
В-ль: (натыкается на «снежный» холмик) - А что это такое?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.
В-ль: - В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.
В-ль и дети: - Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Закличка сопровождается ритмическими движениями.
В-ль: - Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.
Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.
В-ль: - В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?
Дети: - Сладкое! Мягкое! Это мед!
В-ль: - Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой.
В-ль и дети:
Улыбаются все люди - Идут по кругу.
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду поднимают руки на головой
Красна, красна, красна! и хлопают в ладоши.
По лугу, лесу и полянке Ритмично шагают на месте.
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться Взмахивают обеими руками к себе.
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно Ритмично щелкают пальцами.
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой Потирают ладони.
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи по всюду Делают из пальцев «бутон».
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит Прикладывают руку к уху.
Весенний звон! Хлопают в
ладоши.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Занятие по развитию речи в старшей группе с применением пальчиковой игротеки Программное содержание закреплять с детьми характерные признаки весны](https://www.maam.ru/upload/blogs/44b607e2f5fe19a1af011e613220313e.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно следственные связи](https://www.maam.ru/upload/blogs/1d112b86451dc8334b96092332c6ffe0.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне стихами закличками загадками](https://www.maam.ru/upload/blogs/ecf64cb41e10e632af24ca02bb6a84b0.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развивать логическое мышление и внимание разговорную речь детей побуждать к желанию общаться развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений](https://www.maam.ru/upload/blogs/2a91e501e7f1b99591fad2d001b667cc.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Воспитывать у детей отзывчивость любовь и уважение к родной природе](https://www.maam.ru/upload/blogs/542208b7b6f86f432bb26ad68459bace.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Интересно что она хотела сообщить Ой посмотрите что это там Дети обнаруживают странный конверт](https://www.maam.ru/upload/blogs/1af93f83c3c74cccd5f34d32806cf10c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Воспитатель читает письмо](https://www.maam.ru/upload/blogs/b1788b4be7deae933d1dda2d9a73eb15.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 В ль Собирайтесь скорее В необычный поход](https://www.maam.ru/upload/blogs/91509fc785a7e4c4a77e5957b833cc4b.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Ждут вас тайны лесные Вдоль тропинка зовет](https://www.maam.ru/upload/blogs/1f5353433401a53285f74fac314fd9f5.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Ребята вы хотите отправиться в лес Не за грибами не за цветами а за лесными чудесами дети Да Тогда отправимся вот по этим тропинкам](https://www.maam.ru/upload/blogs/c0177b0a07911ed8b02ed68445ba6c23.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 В лес по сказочной тропинке Попадем мы прямиком](https://www.maam.ru/upload/blogs/b462a53d22ea29f6aa9282eced7f70a8.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Но пройти ее придется Нам ребятушки с клубком Звучит музыка](https://www.maam.ru/upload/blogs/d9d14064af9939ebaf4bd0b7278fd48c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Дети берут по клубку и проходят по тропинке сматывая попутно руками клубок](https://www.maam.ru/upload/blogs/d343a6994b8d41e2ab03a83e16112162.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 В ль Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке Что чувствовали Не забудьте нужно рассказать так чтобы все поверили вы действительно шли по лесу](https://www.maam.ru/upload/blogs/e3c668194a32d998c5664152d5a5145b.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Дети делятся впечатлениями](https://www.maam.ru/upload/blogs/127ae8d44f28fa9c960bb0f10ebb475d.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Кто то представил себе ручеек кто то перелезал через упавшее дерево наступил на шишку под деревом шли босиком по мху и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/347d2905716e0999f0a5822122c9a2ce.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 В ль Вот мы с вами и в лесу На мольберте вывешены иллюстрации о весне](https://www.maam.ru/upload/blogs/e87328ce017ba01a4e649d8f6ed670d4.jpg.jpg)
Автор: воспитатель высшей категории МБДОУ №1 «Ласточка» г. Зеленодольска Республики Татарстан