Задунц С С
Познавательно-исследовательский проект «Весна идет, весне дорогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
«Весна идет, весне дорогу!»
Руководитель (разработчик)проекта :
воспитатель1квалификационной категории
Задунц Сона Сережаевна
г. о. Реутов, 2022г.
Содержание
Пояснительная записка…3
Визитная карточка…5
План (схема) реализации проекта…6
Работа по реализации проекта…10
Результаты проекта…. …12
Список литературы…13
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Весна идет, весне дорогу!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Приложения….…14
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Весна – это прекрасное время года. Природа просыпается и наполняется энергией, жизнью. Весенняя пора – это особый мир, который поражает своей необыкновенностью. За короткие три месяца природа успевает пережить огромные метаморфозы. Ни одна другая пора года не может похвастать такими изменениями, которые происходят весной. Появляются первоцветы, ярче светит солнце, из почек проклевываются листочки. Радуется не только природа, но и люди. К сожалению, малыши в силу своего возраста не обращают внимания на происходящие изменения, а просто радуются солнцу. В итоге мы приходим к неутешительным выводам- дети во время опроса не могут ответить на поставленные вопросы. У них не сформированы знания об изменениях, происходящих в природе весной, они не могут устанавливать связи между живой и неживой природой. Данный проект направлен на то, чтобы с помощью педагога и родителей дать детям недостающие знания о весне и весенних изменениях в природе.
Гипотеза: Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Приобретенные в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Вопросы:
Основополагающий:
Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
Вопросы проблемные:
Что мы зовем живой и неживой природой?
Какие бывают приметы весны?
Какой цветок распускается первым весной?
Сколько месяцев весной и как они называются?
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей интереса к наблюдениям за живой и неживой природой.
2. Формирование у детей интереса к экспериментированию.
3. Развития навыка коллективной деятельности.
4. Активное развитие словаря, творческой и познавательной активности.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
Цель проекта : Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
2. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Способствовать формированию интереса к природе.
Визитная карточка проекта,Название проекта. Вид и тип проекта. Участники. Возраст детей
Продукты проекта. Сроки реализации проекта.
«Весна идет, весне дорогу!» Познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
краткосрочный;
Дети СТАРШЕЙ группы; Воспитатель; Родители.
Руководитель проекта :
воспитатель МАДОУ №1 «Маленькая страна»
ЗАДУНЦ С. С.
От 5-х до 6-х лет
Информационные;интеллектуальные; творческие индивидуальные и коллективные работы детей, родителей и педагогов.
(19.04.2023г. -30.04.2023г.)
Структура проекта
Реализация мероприятий проекта велась поэтапно
План поэтапных мероприятий I этап
Подготовительный II этап
Реализация проекта III этап
Итоговый
1. Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
2. Пополнение предметно-развивающей среды.
3. Беседы с детьми: «К нам весна шагает теплыми шагами», «В гости к хозяйке луга», «Беседа о весне».
4. Разработка плана реализации проекта.
1. Внедрение в образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе.
3. Изготовление папок-раскладушек о времени года - весна (народные приметы, стихи, загадки и т. д.).
2. Взаимодействие с родителями по реализации плана проекта.
1. Выставка художественных работ по теме проекта.
Схема реализации проекта
Образовательная область, деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями
Социально-коммуникативное развитие 1. Беседы: «О весне», «Хорошо в лесу», «Покормим птиц», «Для чего нужны скворечники».
2. Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку».
3. Беседы: «Будем беречь, и охранять природу», «Правила поведения в лесу».
4. Дидактическая игра «Мостики через лужи».
5. Дидактическая игра «Переодень куклу». 1. Консультация для родителей «Прогулки весной».
2. Папка-передвижка «Безопасность весной».
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) 1. Презентации: «Весна», «Звери весной», «Весенние цветы».
2. Занятие «К нам весна шагает быстрыми шагами»
3. Занятие «Весенние цветы».
4. Дидактические игры: ««Времена года», «Когда это бывает?», «Кто где живёт?», «Кого разбудило солнышко?» Папка-передвижка «Весенние приметы».
Речевое развитие 1. Занятие «В весеннем лесу».
2. Речевая игра «Поезд».
3. Речевое упражнение «Какой? Какая? Какое?»
4. Речевая подвижная игра «В гости к нам весна пришла». Папки-передвижки «Пословицы и поговорки о весне», «Стихотворения о весне».
Физическое развитие 1. Подвижные игры: «Солнышко», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору».
2. Дыхательная гимнастика: «Веточки березы», «Аромат цветов».
3. Пальчиковые игры: «Лебёдушка», «Дом», «Маленькие птички», «Кап-кап-кап звенит капель», «Цветок». Консультация для родителей «Авитаминоз весной».
Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование «Веточка мимозы», «Дерево весной».
2. Аппликация «Подснежники».
3. Лепка «Птичка».
4. Слушание: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна»; Чайковский «Времена года». Участие в выставке художественных работ по теме проекта.
Работа по реализации проекта
Работа по реализации проекта проходила организованно. Родители активно выполняли домашние задания и просьбы. Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта.
Дети овладевали основными культурными способами деятельности, проявляли инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
В ходе реализации проекта у детей развивалось воображение, расширялся словарь и представление весеннем времени года. Дети знакомились с приметами весны, её природой.
Дети использовали речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
При ознакомлении с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию стихотворений, отгадывать загадки.
На занятиях в группе использовались сюрпризные моменты, они были для детей неожиданными и приятными.
В соответствии с возрастом ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
При формировании физической культуры, ребята учились самостоятельно выполнять развивающие упражнения. Развивались творческие способности при выполнении двигательных действий.
В рисовании у детей закреплялись умения рисовать, развивалось воображение при рисовании цветов и деревьев.
На аппликации и лепке дети с удовольствием участвовали в творческом процессе, следовали инструкциям воспитателя.
На лепке дети учились методу прищипывания, раскатывали шары круговыми движениями ладоней.
Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь.
Ребята учились работать вместе. У детей воспитывалось бережное отношение природе, трудолюбие и любознательность.
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная
деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире.
Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не
разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми.
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям
освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире.
Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детми.
Результаты проекта
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими деть
Список литературы:
1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
2. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа. 3-4 года. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 88 с.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.
5. Белозерцева Е. Наглядно-дидактическое пособие из серии Рассказы по картинкам – Весна. От 3-х лет, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 г, Размеры: 29, 5 x 20,8 см.
6. Костина В. Обучающие карточки. Полевые цветы., Проф-Пресс, 2016 г, Размеры: 170x220 мм.
Приложение 1.
Сценарий занятия «В весеннем лесу»
Программное содержание:
-формировать у детей представление о сезонных изменениях в природе, учить воспринимать образ весны средствами художественной и музыкальной выразительности;
-развивать связную речь, внимание, к наблюдению за весенними явлениями;
-воспитывать умение видеть красоту природы, воспитывать интерес и любознательность к природе.
Материал: деревья, ёлочки. Игрушки: ёжик, зайчик, шапочка зайчика.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Наступил новый день.
Заниматься нам не лень.
Вас в лес сегодня приглашаю
И новых встреч всем обещаю.
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в весенний лес.
А как нам туда добраться? - (ответы детей)
В лес можно поехать на машине, автобусе, а мы поедем на поезде.
Вы согласны? – (ответ детей)
Тогда занимайте места в поезде.
Речевая игра «Поезд».
Приехали. Теперь закройте глаза и вместе со мной произнесите волшебные слова: «Здравствуй, здравствуй чудо лес, полный сказок и чудес.»
(Звучит музыка «Звуки леса» дети идут змейкой, взявшись за руки.)
Солнце поднимается выше и выше. Просыпаются лесные обитатели. Утро настало. Солнышко встало.
Подвижная игра «Лучики».
Руки крестом на груди и медленно поднимаем вверх.
Яркое, лучистое очень-очень чистое – руки вверх, пальцы разведены.
Первый лучик протянуло – птичка из гнезда вспорхнула – замок, машем пальчиками.
Второй лучик спозаранку разбудил трусишку – зайку –показать ушки.
Зайка улыбнулся, к солнцу потянулся – встать на носки и потянуться.
Ушками похлопал, ножками потопал. – имитировать движения.
Дыхательная гимнастика «Веточки берёзы».
Глубоко вздохнул, потянулся могучий дуб.
Прижать руки к груди – вдох. Задержать дыхание. Длительный выдох: «ХЭ» Руки развести в стороны, плавно опустить.
Пошевелили веточками берёзки – красавицы.
Руки вверх – вдох. Задержать дыхание. Выдох – «ХА»
Немного грустно зашелестели ивы.
Руки на уровне плеч, кисти опущены – вдох. Руки плавно опустить, шевеля пальчиками. Выдохнуть, произнося «ХО»
Камыши на берегу чуть слышно вздохнули: «Ш-Ш…»
Плавно поднять руки вверх, опустить, пошевелить пальчиками.
Дети, камыши любуются лебёдушкой, которая проплывает мимо.
Координация речи и движения.
Пальчиковая игра «Лебедушка».
Каждое утро в лесу начинается с зарядки, как и у вас. Давайте и мы сделаем зарядку вместе с лесными обитателями.
Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики.
Раз - прыжок, два – присядка. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает всё сначала.
Воспитатель: Поднялось солнце высоко! Все жители леса спешат по своим делам.
Вот пробежал ёжик.
Частым лесом тупы – тап, мчится ёжик со всех лап
Дети бегут на месте лёгкими семенящими шагами. Локти прижаты к бокам, мягкие ладони опущены. Встряхивая кистями произносят: «Ф, Ф»
Ёжик, ёженька, постой. Расскажи нам, что с тобой?
Дети стоят, обхватив голову руками, качаются вправо – влево, произносят нараспев: «ОЙ…ОЙ…»
Ёжик лапками – Туп! Туп!
Хлопают по коленям, произносят на энергичном выдохе: «П! П!»
Ёжик глазками – Луп! Луп!
Энергично сжимают и разжимают ладони, поднятые на уровень глаз, энергично произносят звукоподражание.
А вокруг покой и тишь.
Подносят указательный палец правой руки к губам: «Ш…»
Лишь елозит в листьях мышь.
Кистями рук «отгоняют мышку» - произнося: «КЫШ!»
Ёжик в листьях – тапу – тап.
Медленно идут «загребая ногами листья»
Ёжик мышку лапкой –Цап!
Делают руками хватательные движения, произнося: «АП!»
Но попался за хвосток лишь берёзовый листок.
Дети двумя руками осторожно поднимают «листок» внимательно рассматривают его, тяжело вздыхают и говорят: «ОХ!»
Воспитатель:
- Вам понравилось в лесу? (ответ детей)
- С кем вы познакомились? (ответ детей)
- А хотели бы вы построить в лесу дом? (ответ детей)
Пальчиковая игра «Дом».
Если всем дружно постараться, то можно и дом построить, вместе вы сила.
Вечером домой уйдём,
Мы устали очень.
Завтра снова к вам придём,
Лес спокойной ночи.
А теперь пора возвращаться в детский сад. По волшебной тропинке мы выйдем из леса. (звучит музыка «Звуки леса».)
Приложение 2
Сценарий занятия «Весна пришла!»
Задачи:
- уточнить знание детьми времени года, которое за окном, и приметы весны;
- учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца- главной приметы весны;
- при помощи дыхательной гимнастики развивать речевое дыхание;
- использовать музыкальную деятельность для воспитания эстетических чувств малышей.
Оборудование: подносы с крупой, таз с водой и кораблики.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Сегодня радостный день! Правда, ребята? А вы знаете почему у нас в группе поселилась радость?
Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки,
Радость разбудила всех детей,
Радость пригласила к нам гостей.
- Встали на лужок сделали кружок. Послушайте пожалуйста стихотворение, и вы узнаете кто пригласил к нам гостей:
Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла … весна!
Звучит металлофон (по всем клавишам молоточком). Воспитатель выставляет солнышко на кавролин.
Воспитатель:
- Ребята, а на что похоже солнышко? А можно сказать, что солнышко похоже на цветок? А какое оно солнышко? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем? Посмотрите у меня солнышко есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у вас будет ещё светлее.
Дети подходят к подносам с крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе.
Воспитатель: - Какие замечательные солнышки у вас получились!
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: - Ребята, что происходит со снегом весной на крышах домов?
Воспитатель выставляет картинку с изображением сосулек.
- Послушайте, какая музыка звучит сейчас (металлофон, капель). На что похожа эта музыка? А теперь каждый из вас тоже сделает музыку капели.
Дети играют на металлофонах.
- Что происходит со снегом на полях и лугах? От таяния снега образуются ручейки.
Выставляется картинка с изображением ручейка.
Пальчиковая игра «Кораблики».
Вот как ребятишки вышли погулять
Белые кораблики в ручейке пускать.
Ветерок весенний, парус надувай
Плыть скорей кораблику к речке помогай.
Воспитатель: - Смотрите у нас ручеёк пробился из под снега. Давайте подойдём к нему и пустим кораблики.
Под музыку дети пускают кораблики.
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Пускаем кораблики в ручеёк и дуем ему на парус.
Звучит музыка дождя.
Воспитатель: - Что это за звуки? Весной на улице потеплело и дождик просится погулять. Давайте попросим дождик выйти.
Дождик, дождик, длинноножка!
Погуляй со мной немножко! (2 раза)
Подвижная игра «Дождик».
- Какие молодцы, как хорошо мы играли, гуляли, много узнали.
Вывешивается картинка с изображением дождя.
- Давайте по таблице вспомним, что бывает весной на улице. (составление рассказа о весне)
Приложение 3
Сценарий занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами»
Задачи:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок;
- развивать познавательный интерес у детей к изменениям в природе.
- закреплять навыки изображать солнце красками, согласно замыслу.
- формировать эстетическое, созидательное отношение к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
Материал: изображения весны, картинки с сезонными изменениями, изображение солнца.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна)
Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.
Речевое упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день).
Воспитатель: Посмотрите на картинки и расскажите, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной».
Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются насекомые.
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы.
Весной появляется трава.
Весной идет дождь.
Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап звенит капель»
Кап-кап-кап - звенит капель
Это к нам пришёл апрель.
(Дети барабанят пальцами по столу, имитируя игру на пианино)
Так что же весной ярко светит, греет, припекает?
Давайте позовем солнышко.
В группе появляется солнышко.
Воспитатель:
-Дети что это? (солнышко)
- Правильно! Здравствуй, солнышко! (дети здороваются)
- Солнышко заглянуло к нам в гости! Давайте мы с ним поиграем!
Игра «Солнышко".
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Вот как весело с солнышком играть! А хотите такое весёлое солнышко нарисовать?
Как вы думаете каким цветом можно нарисовать солнышко и лучи?
Ответы детей:(жёлтым, красным, оранжевым).
Воспитатель:
-Какие молодцы! Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны? (ответ детей).