Елена Якк
«Весеннее настроение» Интегрированное занятие в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весеннее настроение»
Интегрированное занятие в старшей группе
Цель:
познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известных
художников; с музыкой П. И. Чайковского,
развивать художественно-творческие способности детей,
создать радостное весеннее настроение.
Обучающие задачи:
продолжать знакомить с творчеством русских поэтов,
учить воспринимать художественное слово в сочетании с живописью и музыкой,
приобщать к изобразительному искусству
Публикация «„Весеннее настроение“ Интегрированное занятие в старшей группе,» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Развивающие задачи:
выбирать самостоятельно краски для рисования,
разбавлять гуашь водой для получения светлых тонов,
учить оценивать свои и чужие работы.
Воспитывающие задачи:
развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы,
воспитывать любовь к родному краю,
воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Приемы и методы работы
Словесный: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы;
музыкальное сопровождение;
Наглядный: использование наглядных материалов (репродукции картин, использование
обучающей мультимедийной презентации,
Игровой: динамическая пауза;
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за весенними проявлениями в природе,
составление рассказов по ним,
чтение и разучивание стихотворений о весне,
рассматривание картин с весенними пейзажами,
мини-выставка книг о весне
Материалы:
Репродукции картин о весне, альбомные листы, акварельные краски, жидко разведённая гуашь в миске, стаканчики с водой, салфетки, диск с записью.
Интеграция с другими образовательными областями: познание, художественная литература, музыка, коммуникация, социализация.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент
Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.
-Ребята, я очень рада всех вас видеть. Сегодня я приготовила для вас загадку. Отгадайте её :
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня (весна)
- Правильно ребята, это весна. Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Какое ласковое и нежное слово – весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей, поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины.
2. Показ картин о весне: картина «Грачи прилетели» К. А. Саврасова, «Ранняя весна» Куинджи А. И., «Весна. Большая вода» И. Левитан, «В начале весны" Бялыницкий-Бируля В. К, Левитана И. И. «Март», Юона К. Ф. «Мартовское солнце»; Герасимова С. «Лед прошёл»; Васильева Ф. О. «Оттепель».
Воспитатель:
Весна приходит к нам со своей палитрой красок. Сегодня я вам покажу, как известные художники изобразили весну в своих картинах.
Воспитатель привлекает внимание детей к выставке репродукций картин о весне, даёт возможность рассмотреть их.
- А вы смотрите внимательно и постарайтесь увидеть, какие же цвета в них?
Прослушивание музыкального произведения и просмотр презентации: звукозапись пьесы А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» и шестой симфонии фамажор «Пасторальная» Людвига Ван Бетховена.
Ответ детей: Ранней весной – чистое голубое небо, на проталинках – серая или чёрная земля, зеленеющая травка; подтаявший снег, синие ручьи. На этом фоне своей белизной выделяются стройные берёзы, от которых падают синие тени, так как ярко светит солнце.
3. Дети читают стихи русских поэтов о весне:
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы;
Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд. (Ф. Тютчев)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
(А. Плещеев)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. (А. Пушкин)
Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна.
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
(Аполлон Майков)
Воспитатель: Вы увидели весну? Какое настроение передали поэты?
Ответ детей: Поэты передали радостное, весёлое настроение.
Воспитатель: Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?
Ответ детей: Заканчивается зима, уходят холода и морозы. Наступает весна. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.
4. Игровая деятельность
Воспитатель: А сейчас, ребята, поиграем в игру «Веснянка», становитесь в круг.
(Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями)
Игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте).
А цветочки подрастают.
(дети медленно встают).
Воспитатель:- Молодцы! Поиграли, отдохнули.
- Ребята! Можно приход весны изобразить на бумаге, холсте? Вы посмотрели картины известных художников. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?
Не только художники рисовали картины о весне. Композиторы тоже сочиняли о весне музыку.
-Можно ли с помощью музыки изобразить радость, грусть, печаль?
-Конечно, потому что музыка, как стихи и картины, пробуждает у людей разные чувства, настроения. Давайте с вами послушаем классическую музыку, которую написал композитор Пётр Ильич Чайковский «Песня жаворонка».
- Попробуем понять как музыка, поэзия, живопись помогают нам увидеть красоту пробуждающейся природы и почувствовать радость от возрождения новой жизни.
- Весна робко появляется в первых числах марта и первым о ее приходе поет жаворонок. Послушайте, как в своем музыкальном произведении об этом поведал нам великий русский композитор П. И. Чайковский.
5. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:
Прилетает к нам с теплом путь проделав длинный,
Лепит домик над окном из травы и глины. (Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней, кто же это?. (Соловей)
Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку и кричит:»Ку-ку, ку-ку». (Кукушка)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач)
– Здесь даже есть иллюстрация одной из птиц (показ иллюстраций птиц). Дети, о каких птицах были загадки (о перелетных). А каких перелетных птиц вы еще знаете? Почему их так называют? В народе говорят, что весну открывают птицы, я хочу вам показать картину Саврасова «Грачи прилетели» (показ картины). Вот так художник показал прилет грачей. По слушайте стихотворение ещё об одной птице:
Ласточки гнездо слепили
над моим окном.
Кружатся, расправив крылья,
в небе голубом.
Словно молнии мелькают -
Им не до затей,
Вкусный ужин добывают
для своих детей.
Улыбнусь я им счастливо,
ведь я знаю – тут,
в птичьем домике красивом
птенчики растут.
А. Алферова
Да, ребята. Это птичка предвестник весны. Они поднимаются высоко в небо и поет свою песенку. И эта птичка является символом добра и счастья.
Пальчиковая гимнастика. При названии - загибать палец
Птичек стайка
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек стайка.
Эта птичка-соловей, эта птичка-воробей
Эта птичка - совушка, сонная головушка,
Эта птичка-свиристель, эта птичка-коростель.
Эта птичка-скворушка, серенькое пёрышко
Эта-зяблик, эта-стриж, это-развесёлый чиж.
Ну, а это- злой орлан. Птички, птички по домам!
6. Художественно-творческая деятельность детей
– А сейчас мы будем рисовать ласточку. Вот такую. Показываю образец. Рисовать мы будем ладошкой.
Показываю, дети повторяют.
• – Опускаем ладошку в краску. Можно подвигать ею в стороны, чтобы она хорошо прокрасилась. Теперь ставим отпечаток в верхней части листа. Какую часть тела мы изобразили? Теперь вытрем ладони влажной салфеткой.
• Что теперь мы нарисуем?
• С правой или с левой стороны нарисуем головку? Головка маленькая или большая?
– Изобразим полуовалом. Вот так. Возьмем кисть, опустим в стаканчик с водой, уберем лишние капли. Какой цвет нам нужен? Набираем черную краску на кончик кисти. Ставлю кисточку на самом краешке туловища. Видите, где поставила? И закругляю, закругляю… Получилась головка. Закрасим ее.
– Теперь с другой стороны будем рисовать хвостик. Ставим кисточку на самый кончик туловища. Проводим черную линию, ещё одну. Получился хвостик. Теперь можно промыть кисточку.
-Рисуем крылья. Прорисовываем уже имеющиеся отпечатки пальцев.
- А теперь можно дорисовать головку. Она уже подсохла. Будем рисовать щечку. Набираем белый цвет и рисуем овал. Теперь глазик. Будет жёлтый. Набираю жёлтую краску и ставлю маленькую точку. Теперь клювик. Маленький, желтый. Поставлю маленькую желтую точку, под ней еще одну.
Выставка работ.
7. Релаксация.
– А теперь давайте послушаем, как поют наши ласточки. Ложитесь на ковер и закрывайте глазки (Звучит пение ласточек). Теперь можно открыть глазки.
Дети, скажите, что мы сегодня с вами делали, чтобы весна пришла к нам поскорее и чтобы создать весёлое весеннее настроение. (Читали стихи, рассматривали картины, слушали музыку).
- Правильно, молодцы! А я вас всех благодарю за работу, желаю всем весеннего настроения. До свидания!
Рассказ воспитателя о ласточке.
Гнезда у ласточек — из комочков земли, скрепленных их клейкой слюной.
Ласточки живут в разных местах, отличаются друг от друга и внешне, и по образу жизни. Но у всех длинные, узкие, заостренные на концах крылья. Хвост у городской ласточки и береговушки вырезан не сильно, а у деревенской — вилообразно.
Глядя на полет ласточек, можно подумать, что они просто резвятся, играют, купаются в солнечных лучах. На самом деле они все время «работают» — ловят насекомых. С ласточками связана народная примета: высоко они летают — быть хорошей погоде, низко — к дождю. Примета верная, но дело тут не в ласточках, а в насекомых, которых они ловят. Перед ненастьем, когда воздух становится более влажным, крылышки насекомых набухают и тянут их к земле.
Ласточки ловят насекомых только в воздухе. А легко ли наловить столько, чтобы и самим насытиться, и птенцов прокормить? Вот и проводит ласточка все светлое время суток в воздухе, лишь изредка присаживаясь отдохнуть на провода или тонкие ветки деревьев. На землю ласточки спускаются очень редко: они ходят плохо, и взлететь с земли им трудно. Даже пьют на лету, зачерпывая воду клювом. В августе ласточки собираются в стаи и отправляются на юг. Они не выносят заморозков, да и мухи с комарами исчезают. Но весной они вернутся снова.
( Читайте о ласточках: Батуев А. М. Чудесный мир: Рассказы о животных. М. : Дет. лит., 1978. Гл. «Лесик». С. 8—15.)