Наталья Русмиленко
«Веселые посиделки» Нетрадиционное занятие для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
музыкальный руководитель
Русмиленко Наталья Евгеньевна.
с. Горки
2013 год
«Веселые посиделки"
Нетрадиционное занятие для детей средней группы.
Цель:
знакомство детей с истоками русской народной культуры, разнообразием жанров.
Задачи:
1. Выражать свое настроение в песне. Выскзываться о настроении музыки («Котенька – коток», р. н. м.)
Публикация «„Веселые посиделки“ Нетрадиционное занятие для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
2. Развивать творческие способности детей, музыкальный слух («Колыбельная» В. Карасевой)
3. Учить детей импровизировать движения мастерицы – пряхи в соответствии с музыкальной фразой, двигаться плавно, хороводным шагом, выполнять различные перестроения с помощью педагога («Прялица», р. н. м. (фонограмма)
4. Самостоятельно выполнять движения хоровода, инсценировать текст песни «Как на тоненький ледок» в обр. Т. Попатенко.
5. Выполнять ритмическое строение мелодии игрой на ложках и топающим шагом («Калинка» Р. Н. П.)
6. Упражнять в передаче на ударных инструментах метроритма русской народной музыки.
Пособия, атрибуты, дидактический материал:
- панно (внутреннее убранство русской народной избы, печь бутафорская, сундук, прялка, предметы крестьянского быта, русские народные костюмы, платочки для детей, лошадка, детали зимней одежды, деревянные ложки, трещетки, иллюстрации с русскими неродными инструментами.
Ход занятия:
Зал убран в русском народном стиле, на центральной стене панно с изображением убранства русской избы, у центральной стены расставлены русская печь, сундук, прялка и предметы крестьянского быта.
Дети входят в зал, на них русские народные костюмы, воспитатель и музыкальный руководитель в русских сарафанах.
Воспитатель: В мире есть много разных народов: русские и белорусы, французы и англичане, ханты и ненцы, фины и коми и т. д. У каждого народа есть своя музыка, свои сказки, обычаи, песни, игры. Сегодня мы будем слушать русскую народную музыку, петь русские народные песни, играть в игры, узнавать народные обычаи.
Звучит фонограмма русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
Музыкальный руководитель: В старину после трудового дня люди собирались вечером вместе на веселые посиделки : себя показать и на других посмотреть. И сегодня мы с Вами заглянем к ним, попоем, поиграем да позабавимся, да заодно и отдохнем.
Воспитатель: зайду в избу, приготовлюсь к приему гостей. (Воспитатель входит в ту часть музыкального зала, где находится русская «изба», под веселую русскую народную песню «Ах, вы сени» весело хлопочет, месит тесто, ставит пироги в печь, накрывает стол, готовит пряжу, подметает и приговаривает:
Наша изба ровно тепла,
Домом жить – на лукошко шить,
Домом жить – не развеся уши ходить,
Домом жить – обо всем тужить,
Дом вести – не лапти плести.
Хозяйка в дому,
Что оладушек в меду,
Она прибирает,
Она подавает,
Одним она за все отвечает:
(Делает при гласительный жест руками).
Просим на избу: красному гостю – красное место.
Милости просим.
А хлеб – соль по- старинному.
За хлебом – солью всякая шутка хороша.
Где потеснее – там и повеселее!
Музыкальный руководитель входит в «избу» вместе с детьми.
Здравия желаем на все четыре ветра, хозяюшка!
Воспитатель: проходите, проходите, только маленько погодите
тута тихо посидите. Угомон позову, деток спать уложу, а потом уж и посидим ладком. (Качает колыбельку).
Музыкальный руководитель: мать, укачивая дитя, пела ему байку (Колыбельную, протяжно, спокойно, ласково, протяжно и убаюкивающее звучит ее голос, дремлет дитя, засыпает, спит…
Музыкальный руководитель исполняет колыбельную «Котенька – коток».
Музыкальный руководитель: В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: кувшинчик молока, кусок пирога. Хвостик «вызолотить», «Лапки высеребрить». Так и в этой колыбельной. Послушайте ее еще раз.
Дети слушают колыбельную песню «Котенька – коток», музыкальный руководитель спрашивает, какое настроение вызывает музыка.
Музыкальный руководитель: правильно – музыка медленная, тихая.
Колыбельная напевается как бы в полголоса, звучит плавно, ласково. Каждая мама, качая своего малыша, придумывала свои мелодии, повторяла услышанные от бабушки к маме, от мамы – к дедушкам….(Берет куклу и поет «Колыбельную» В. Карасевой.)
Мама Ванечку качала,
И, качая, напевала
А-а, А-а…
Детям предлагают выполнить творческое задание: спеть придуманную самостоятельно мелодию на слова данной колыбельной песенки или используя образец музыкального руководителя.
Воспитатель (сидит за прялкой). Тихо жужжит моя прялка, легко, плавно и свободно двигаются руки у ловких мастериц.
Музыкальный руководитель: (раздает детям платочки).
С шуткой, с песней да весельем
И работа спорится.
Как говорится в русской пословице «От скуки бери дело в руки».
Воспитатель: Вот и проведем время на посиделках за любимым рукоделием, украсим нашу избу.
Звучит фонограмма «Прялица», р. н. м. Девочки под песню имитируют движения пряхи, подпевают.
Воспитатель: Не засиделись ли мы за работой? Заведем – ка хоровод! «Что же тут сложного? - подумайте вы: - да это же для самых маленьких – просто ходить по кругу - и все!»
Музыкальный руководитель: - Но водить хоровод - это не просто ходить кругами под музыку, хороводные движения бывают простыми и сложными. Можно ходить медленно и красиво в одну сторону, потом в другую сторону, разомкнуть круг и сделать два круга: два маленьких или большой и поменьше; разойтись в парах, перестроиться в «Ручеек» … и т. д.
Звучит фонограмма «Прялица», р. н. м. (2- я часть, дети с помощью взрослых выполняют хороводные перестроения в соответствии со словесными указаниями педагога.
Музыкальный руководитель: Итак, хоровод – это музыка, танец и игра одновременно. Некоторые хороводы превращаются в целые сценки, изображающие все. О чем поется в песне.
- Давайте мы сейчас выберем Ваню и подружек и исполним хоровод – инсценировку «Как на тоненький ледок», р. н. м. обр. Т. Попатенко. Ваня и подружки одевают костюмы и все вместе стали водить хоровод.
Воспитатель: Поработали девицы, поплясали молодцами. Да и за дело скоро пора.
Музыкальный руководитель. Чем будут заниматься добры молодцы?
Воспитатель: Отгадайте! Загадка моя Вам подскажепт:
Сама не ест, а всех кормит. (Ответы детей).
Воспитатель: Наши ложки всем знакомы.
Не сидят они тут дома!
По свету гуляют,
Работу прославляют.
Музыкальный руководитель: (раздает ложки).
Ох и ложки хороши,
Все попляшут от души!
Мальчики исполняют песню «Калинка» на ложках.
Воспитатель: а еще и такие мастера были, которые различные музыкальные инструменты делали: свистульки, дудки, трещетки
балалайки, гармошки.
Дети рассматривают иллюстрации с изображением руских народных инструментов. Воспитатель раздает девочкам трещетки.
Музыкальный руководитель:
Как у нашего соседа
Была веселая беседа,
Гуси - в гусли,
Утки – в дудки,
Чечетки – в трещетки,
Чайки – в балалайки,
Две синицы – крошки,
Заиграли в ложки,
Играют, играют,
Всех потешают.
Звучит фонограмма русской народной песни «Ах, вы, сени» музыкальный руководитель и дети играют на музыкальных инструментах.
Воспитатель: Потрудились славно,
Время провели забавно. Стол ложками украсили, печку платочками, Нарядно в доме, как в народе говоря:
«Где работа – там и густо,
А в ленивом доме – пусто.»
Музыкальный руководитель: Нашим посиделкам конец,
Кто работал, пел песни – молодец!
И надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу,
Да пока Вы хоровод водили,
Зайцы огурчики все утащили,
Вот Вам и не досталось.
Воспитатель: Да вы не огорчайтесь. Найдутся и Вам подарки вот в этом сундучке. Дети берут корзинку и под русскую народную песню уходят в свои группы.