Наталья Мишенина (Новикова)
Веселые игры для язычка
▼ Скачать + Заказать документы
Веселые игры для язычка
Методическая разработка
Автор-составитель: Новикова Наталья Викторовна
Содержание
Пояснительная записка
Игры и упражнения на развитие голоса
Самомассаж лица, губ, языка
Заключение
Литература
Пояснительная записка
…воспитание речи есть всегда воспитание мысли.
Одно неотделимо от другого.
К. И. Чуковский
Темочки:
Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому задача всех заботливых родителей, вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша. По наблюдениям специалистов, число детей с нарушениями речевого развития, к сожалению, год от года не уменьшается, а растет. Причина этого кроется или в неправильном воспитании, когда ребенку уделяется недостаточно внимания, или в состоянии его здоровья. Если в первом случае достаточно изменить условия, обеспечив эмоционально речевое общение взрослых с малышом, то во втором необходимы лечение ребенка и регулярные занятия с логопедом.
Цель: обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.
Задачи: Развитие связной речи детей развитие диалогической речи.
Развитие словаря обогащение словаря за счет разных частей речи.
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников чистого и правильного звукопроизношения (упражнения и игры).
Формирование грамматического строя речи (правильное исправление детской речи, дидактические игры, лексические упражнения)
Игры и упражнения для развития голоса
Кошка и котенок
Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».
Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама кошка и котенок.
Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.
Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.
Большой и маленький
Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.
Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК ТАК, ТИК ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик так, тик так».
Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.
Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук», «Колокольчик» («ДИНЬ ДОН» – «динь дон»).
Игра способствует развитию силы голоса ребенка.
Скажи на ушко
Для игры понадобится игрушка собачка.
Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.
Предложите малышу самому попросить о чем нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.
Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.
Передай
Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.
Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».
Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки, нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.
Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.
Две машинки
Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би би и и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.
Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.
Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.
Быстро и медленно
Вам понадобится игрушка зайчик.
Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг скок, прыг скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг скок, прыг скок, прыг скок!»
Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.
Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик вжик) – ребром ладони водите по столу вперед назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.
Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.
Ветер и ветерок
Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.
Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».
Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой
Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.
Три медведя
Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».
Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.
Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки ( например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).
Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.
Карусели
Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:
Еле еле еле еле
Завертелись
Карусели
(идите и говорите в медленном темпе).
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом
(двигайтесь и говорите в быстром темпе!
Тише, тише, не спешите
(темп постепенно замедляется) –
Карусель остановите
(идите и говорите в медленном темпе!
Раз, два, раз, два
(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!
При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.
Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.
Вьюга
Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.
Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.
Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.
Самомассаж лица, губ, языка
Смешная песенка
Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю».
Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом: «Б Б Б…» (Движения пальца – сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку.
Расческа
Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться.
Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.
Предложите ребенку «причесать» свои губки.
Любопытный язычок
Скажите малышу, что язычок очень любопытный – ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта.
Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами – верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
Предложите малышу повторить это упражнение.
Накажем непослушный язычок
Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу и теперь придется его наказать.
Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине, от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить: «Та, та, та…»
Предложите малышу повторить упражнение.
Пожалеем язычок
Жаль нам стало язычок! Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем.
Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося: «Пя, пя, пя.»
Предложите малышу повторить это упражнение.
Заключение
Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит с помощью игр и лексических упражнений на протяжении всего процесса обучения говорения и формирования маленького человека.
Игра и упражнения являются практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.
Литература
1. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб. : Детство пресс, 2004.
2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. – СПб. : Детство пресс, 2000.
3. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М. : Айрис пресс, 2004.
4. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М. : Сфера, 2005.
5. Жукова О. С., Балабанова В. П. Как помочь ребенку? – СПб. : Нева, 2004.
6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2000.
7. Краузе Е. Н. Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. – СПб. : Корона принт, 2004.
8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. : Красанд, 2010.- 2016с.
9. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М. : Айрис дидактика, 2005.
10. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб. : Корона принт, 2005.