Елена Литвин
Общечеловеческие ценности в жизни ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране.
Публикация «Общечеловеческие ценности в жизни ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Какими мы хотим видеть наших маленьких жителей Белгорода? Наверное, это зависит во многом от нас самих и от тех принципов, которые мы закладываем в сознание наших детей.
Человека в среднем характеризует его культура, духовность, нравственное воспитание, и конечно образование.
Наша культура и культура наших детей и есть отражение нашего внутреннего мира. Огромную роль в формировании культуры и личности ребенка играет этнокультурное развитие.
Сегодня воспитание становиться проблемой спасения. То, что происходит в нашем мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация. Много жестокости и насилия стало в нашем мире и все это - ставит под угрозу жизнь наших детей. Причина этому упадок нравственности в широком понимании этого слова.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому наши дети не имеют представление о добре, гражданственности, справедливости, патриотизме.
Все это говорит о кризисе в образовании и воспитании.
Что делать в этой ситуации?
Как сберечь детей? Делать из него личность или не вмешиваться?
Что в воспитании поставить на первое место?
По моему мнению, на первое место нужно поставить духовно-нравственное и патриотическое воспитание, ознакомление с традиционной отечественной культурой в дошкольных учреждениях. Это позволит рассмотреть знания детей, о традициях своего народа.
Это является ядром личности, которое благотворно влияет на все стороны взаимоотношений человека с нашим миром.
Воспитание духовной личности возможно только совместно с семьей, государством и образовательным учреждением.
Многие родители не знают, что именно у детей дошкольного возраста происходит усвоения социальных норм, требований, образов поведения на основе подражания. Поэтому мы должны помочь родителям понять, что в первую очередь в семье должны передаваться обычаи, духовные семейные ценности, которые создавались годами и являлись культурой наследия.
Но есть проблема, наши дети лишены возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, кто смог изменить свою жизнь, передавая нам свой пример.
Многие выдающиеся отечественные педагоги считали, что воспитание рождает историю народа, его материальную и духовную культуру.
Мы – жители Белгородчины, имеем богатое культурное, духовное и героическое наследие, И должны передавать эти накопления подрастающему поколению, должны возродить обряды, праздники, наш фольклор. С помощью, которого дети дошкольного возраста могут иметь представления о своем народе, культуре, быте.
У детей с малых лет развиваются чувства, характер, которые связывали его непосредственно со своим народом и своей страной.
Слушая фольклорные произведения, разучивая их, дети познают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, в них воспитывается нежность и любовь к своим предкам и обычаям.
Любой край, даже небольшой уголок нашей необъятной страны имеет свой образ и неповторимость.
На сегодняшний день наша Белгородская область уделяет повышенный интерес к народной культуре, православным традициям и духовно-нравственному воспитанию.
Как не потерять связующую нить с прошлым и привить нашим детям духовно-культурное наследие своего родного края?
Мы жители Белгородчины должны раскрывать основы понимания народного искусства тем самым образом прививать любовь к родным местам.
Для реализации и изучения национально-культурных традиций в Белгороде был создан музей краеведения, русской старены, где дети знакомятся с предметами обихода труда, одеждой, орудием труда наших предков.
Работая с детьми по воспитанию патриотических чувств, помним, что только положительная информация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.
Мы педагоги владеем ключевою ролью в создании оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников.
Мы должны взять в практику знакомить с традициями своей местности наших детей. Для успешной работы в этом направлении нужно выполнять несколько важных условий:
- непосредственное участие родителей с детьми в концертных исполнениях, календарных празниках, семейных обрядов (напоминание как о прошлом опыте наших предков).
- мы должны использовать и прививать опыт наших предков в непосредственной жизни ребенка.
- прививать родителям традиции и обычаи Белгородчины.
- обязаны воспитывать патриотов нашего Белгорода, которые должны обладать высокой нравственностью, гражданской ответственностью и духовной культурой.
- стараться использовать фольклор нашего края во всех его проявлениях (песни, поговорки, пословицы, потешки) – это является важнейшим воспитательным фактором.
Мы педагоги, имеем дело с детскими душами, но и сами должны совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть примером для своих воспитанников.
В нашем детском саду была оборудована комната «Русской избы».
Создавались наглядные пособия «Мой белый город как ты красив…». Совместно с родителями и детьми изготовили «Семейное древо» для каждой семьи. Проводили конкурс «Родное Белогорье», с помощью творческих работ наших детей мы показали, как дорожим своим родным краем.
Проводили беседы с детьми о предках, какими ремеслами они владели? Какими были мастерами? Какие в то время пели песни их бабушки и прабабушки? Как справляли праздники? Как учили различать добро и зло?
Знакомили детей с русскими старинными праздниками, обогащаем знания том, как они проводились и назывались.
Знакомим со старинным наследием нашего Белгорода, о том, что когда-то было забыто это - «Емелина неделя» (неделя перед масленицей).
В старину на Белгородчине эту неделю веселили и развлекали детей: проводились забавы, рассказывались сказки, проводились разнообразные игры.
Также оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага
Благодаря этому всему у детей формируется гражданская позиция. Благодаря этому дети учиться не только любить и знать свой народ Белгорода, но и беречь его.
Если наши дети будут воспитываться на обычаях и истории наших предков, они не захотят покидать родной уголок, они отдадут свой труд, ум, свою преданность Белгородчине чтоб она крепла и развивалась.
Используемая литература:
1. Осыков Б. Родное Белогорье. – М. : Белый город, 2006.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – 2007
3. Кондыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М. : Аркти, 2005.
5. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством/Т. А. Бударина. -Санкт-Петербург: «Детство-Пресс».
6. Дошкольное образование Белгородчины: Проблемы. Находки. Опыт. Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Белгородской области 2008г. - Выпуск 2. ст. 4, 100, 186, 251.