наталья фролова
Важность социальной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Важность социальной работы в детском саду.
Фролова Н. В. ,
Социальный педагог МБДОУ «Детский
сад комбинированного вид №73», г. Златоуст
Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств. Дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими возрастными группами населения. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия. Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны. Столь значительный удельный вес детского населения в демографической структуре общества приводит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение.
Публикация «Важность социальной работы в детском саду» размещена в разделах
Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребёнка. Должность социального педагога в штатном расписании дошкольных учреждений появилась совсем недавно. Основное назначение социального педагога - помощь в организации обучения ребёнка, в его адаптации и реабилитации в детском саду, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной, юридической, медицинской помощи.
Важной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.
Социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является социальное партнерство. Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Конечно же, одним из самых важных и ближайших партнёров являются семьи воспитанников. В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"
Именно социальный педагог в детских садах работает с родителями, так как в дошкольном возрасте ребёнок больше привязан к родителям, менее самостоятелен, и сами родители в силу возраста своего ребёнка относятся к нему иначе. Деятельность осуществляется через игры, занятия, прогулки, экскурсии. В подготовке к практической жизни большое место уделяется коммуникативным способностям ребё нка: это межличностное общение, чтение рассказов, драматизация, конкурсы рисунков. В результате дети получают знания, у них появляется эмоциональный опыт в общении, они начинают оценивать разные ситуации, появляется активность в различных видах деятельности. Общение, как деятельность, берёт на себя существенную нагрузку в социализации личности. Общаясь с педагогами, родителями, сверстниками, ребёнок получает и углубляет свои знания о предметах, их значении и назначении, о явлениях в природе и общественной жизни, об отношениях людей, их вариативности и зависимости, формируются черты характера ребёнка, он овладевает нормами и правилами поведения, которые потом отражаются в делах и поступках. Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном учреждении является важным компонентом социализации.
К особенностям работы социального педагога ДОУ в социальном партнерстве с родителями воспитанников относится поэтапность этой работы. Работа должна осуществляться совместно со всеми педагогами учреждения.
Первый этап : продумывание содержания и форм совместной работы, проведение анкетирования, экспресс-опроса родителей с целью изучения их потребностей, проблем и трудностей в образовании ребенка в семье.
На этом этапе важно, чтобы педагоги узнали, чего конкретно ждут родители от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игровой деятельности и общения своего сына или дочери. Для этого проводятся анкетирование и опрос родителей. Данные, полученные в ходе анкетирования и опроса родителей, педагоги ДОУ используют для планирования и организации социального взаимодействия с семьями воспитанников.
Второй этап: установление между педагогами ДОУ и родителями доверительных, доброжелательных и уважительных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
На этом этапе привлекают родителей к совместной работе по моделированию положительного образа ребенка, которого необходимо достичь совместными усилиями на основе требований ФГОС ДО и образовательной программы, по которой работает детский сад.
Третий этап: формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия через сообщение им тех знаний и информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Например, это может быть информация о том, как их ребенок общается со сверстниками и работниками ДОУ, его отношение к трудовым поручениям, к природе, личностные достижения ребенка в продуктивных видах деятельности, на занятиях физической культурой и спортом. Такая информация предоставляется педагогами ДОУ родителям в виде фотографий, презентаций, видеозаписей, прямых наблюдений во время проведения открытых видов детской деятельности в группе детского сада, устных сообщений о результатах наблюдений педагога за деятельностью, поведением, общением конкретного ребенка и группы детей в целом.
Четвертый этап: ознакомление педагогов ДОУ с проблемами и трудностями семьи в воспитании ребенка.
На этом этапе педагоги и сотрудники ДОУ вступают в диалог с родителями, которые, рассказывая о положительном опыте воспитания ребенка в семье, обязательно указывают и на проблемы и трудности, которые они не в состоянии преодолеть без квалифицированной помощи специалистов. В беседах с родителями педагог ДОУ может получить информацию об отрицательных качествах и поведении ребенка, которые беспокоят родителей, вызывают у них трудности и тревогу.
Пятый этап: изучение и формирование личности ребенка на основе единых требований ДОУ и семьи.
На данном этапе в совместной деятельности педагогов ДОУ и родителей реализуется конкретное содержание работы, выбираются формы и механизмы сотрудничества ДОУ и семьи.
Организация взаимодействия социального педагога с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности. Взаимодействие исходит из разных систем ценностей. Если для социального педагога важно, как организована деятельность в группе (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо – как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
Социальный педагог способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде, создает обстановку психологического комфорта и безопасности. Помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Список источников:
1. Василькова Т. А., Василькова Ю. В. Социальная педагогика : учебное пособие. М. : КНОРУС. 2010.240 с.
2. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами Электронный ресурс// Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/171/37268.php https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/12/13/vzaimodeystvie-ssotsialnymi-partnerami
https://sdo-journal.ru/journalnumbers/setevoe-vzaimodejstvie-doshkolnyhuchrezhdenij.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/11/14/setevoe-vzaimodeystviedou
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fromashkauren.caduk.ru%2FDswMedia%2Fstat-yasocial-noepartnrstvo.pdf&name=stat-yasocial-noepartnrstvo.pdf&lang=ru&c=5774a5cce497&page=3
3. Данилина Т. А, Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для прак. Раб. ДОУ. - М. : Айрис-дидактика, 2004. 106 с.
4. Должностная инструкция социального педагога. [schools. pp.ru]
5. Егорова М. Социальный педагог в дошкольном учреждении. // Дошкольное образование. - 2009. - №16. - [электронный ресурс]