Людмила Кунтикова
Консультация «Важность дыхания в речи ребёнка»
▼ Скачать
Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку или занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом; если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами - это первые симптомы того, что он дышит неправильно.
Дышать нужно через нос! Казалось бы, нет правила проще этого. Но выявилась такая закономерность, что большая часть детей дышат через рот, так как у них нарушено носовое дыхание и причиной этому послужили (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней).
Публикация «Консультация „Важность дыхания в речи ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Так почему же вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода.
Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за "не дышащего носа", пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.
От того, правильно дышит ваш малыш или нет, зависит не только его физическое, но и интеллектуальное развитие. Многие родители, к сожалению не всегда обращают должного внимания на дефекты дыхания своего ребёнка. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная "неисправность" носового дыхания вредно отражается на всем его организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через "входные ворота" - нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.
Ну что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего надо: выяснить причину
(консультация у ЛОР врача); набраться терпения и настойчивости, потому что дыхание можно тренировать.
Дыхание бывает трёх типов:
1. Ключичное (поверхностное) - при этом типе дыхания участвует только верхняя часть лёгких, при вдохе поднимаются рёбра, ключицы и плечи.
2. Грудное (межрёберное, поверхностное) - воздухом наполняется в основном средняя часть легких, ребра поднимаются, а грудь немного расширяется, диафрагма движется вверх и вниз, а живот немного вперед и назад).
3. Брюшное (глубокое дыхание) - характерно для нижней части груди и легких. Состоит в основном из движения живота вперед и назад и в изменении положения диафрагмы.
Игры и упражнения для выработки правильного физиологического дыхания
Комплекс 1
1. Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа.
2. Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох (до 5 раз).
3. Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).
4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
5. Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).
6. Встать, подняться на носках - вдох, присесть - полный выдох.
7. Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад - вдох, вернуться в исходное положение - полный выдох.
8. Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз-два - вдох, на три-четыре- пять- шесть - выдох; на счет раз-два - вдох, на пять-шесть-семь - выдох, выполнять 2-3 мин).
Комплекс 2.
1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены, живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
2. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь, живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить - выдох.
3. Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь, выдох через нос.
4. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка (Упражнение: "Маляр").
5. Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку (Упражнение: "Маляр" "Щёточка")
6. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
7. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
8. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
9. Вытянуть губы как можно дальше (Упражнение: "Трубочка")
10. Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы (Упражнение: "Улыбка")
Комплекс 3.
1. Широко раскрыть рот - как будто зеваем. Затем " сглотнуть слюну", т. е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка. (2 - 3 раза повторяем)
2. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить слюну и выдохнуть.
Комплекс 4.
1. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.
2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф).
3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
4. Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).
5. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м).
6. Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
7. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у)
4. Упражнение «Животик»
В положении лежа на спине, положить руки на живот, глубокий вдох – при этом живот надувается, затем выдох – живот втягивается.
5. Упражнение «Солдатик»
В положении стоя выполняем глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3
От трех до семи раз подряд.
Возможные варианты изображаемых действий:
• надувание и выпускание воздуха из шаров;
• разжигание, а затем раздувание костра;
• сбор на лугу одуванчиков, а затем дутье на них;
• игра в снежинки, а потом согревание замерзших рук (со звуком Х)
• сдувание корабликов
• ветряные мельницы, вертушки, бабочки.
6 .Упражнение. «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки.
Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой).
После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
7. Упражнение «Щука»
Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах.
Вдох — легко надавливаем руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны. Выдох — надавливаем руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Щеткой воду мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
8. Упражнение «Наклоны»
Стоять, ноги вместе, руки опущены.
Поднять руки вперед — вверх — глубокий вдох (надуть живот).
Опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох
Долго дятел дуб долбит. (Руки вперед —вверх)
Клювом дятел дуб долбит. (Руки вниз —назад.)
Тук, тук, тук, тук, (Руки вперед — вверх)
Пауков найдет он тут. (Руки вниз — назад)
Но, кроме своей основной физиологической функции - дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание - является основой звучащей речи (источником образования звука, голоса); способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и правильно расходовать воздух при выдохе. Так же оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием. Это обусловлено рядом причин:
• Поверхностное и частое дыхание ребенка (грудное);
• Слабый вдох и выдох;
• Неправильный толчкообразный вдох;
• Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;
• Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.
Как показывает практика дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, и почти перед каждым словом добирают воздух. Поэтому очень важно научить детей быстро, бесшумно производить вдох и плавно расходовать воздух на выдохе, а так же увеличить жизненную емкость легких.
Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания
Игры на развитие речевого дыхания.
1. Звуковая ниточка (дорожка)
Цель: Воспитание правильного речевого дыхания.
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку, а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропивая какой – либо гласный или согласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.
Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течении 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропев звук «А» в течении 3-6 секунд).
В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки У, О, И, Э.
2. Намотай клубочек
Цель: Формирование длительного речевого выдоха
Ребёнок вращает кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.
3. Назови по порядку
Цель: Развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей название чисел, времен года, дней недели, месяцев, или др. тем (слов)
Ребёнку нужно сосчитать свои игрушки или предметы на картинке - «один, два, три, четыре, пять…»назвать времена года или другие слова (количество названных на одном дыхании слов не должно превышать количества лет ребенка).
Ребёнок делает вдох (обязательно носом, выдох через рот, а на выдохе произносит слова.
4. Повтори за мной
Цель: Развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов
Взрослый например читает стихотворение С. Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за ним повторяют на одном дыхании каждую фразу. Делается вдох носом, а на выдохе произносится фраза.
Солнце.
Солнце светит.
Солнце светит ярко.
Солнце светит очень ярко.
Солнце светит очень ярко – бегемоту стало жарко.
(Дети 7- летнего возраста произносят последнюю фразу из семи слов целиком с небольшой паузой посередине, а дети младшего возраста делают паузу и вдох на середине фразы и лишь после этого договаривают ее до конца).