Евгения Булычева
Творческая мастерская для родителей «Самоделкин» — «Дышим правильно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Привлекать семьи воспитанников к сотрудничеству с ДОУ в области здоровьесбережения детей, повышать их педагогическую грамотность и активную родительскую позицию.
Задачи.
* Формирование у родителей элементарных представлений о роли дыхания в жизни человека и способах развития навыков правильного дыхания у детей.
* Распространение передового опыта семейного воспитания в области здоровьесбережения детей.
* Установление эмоционального контакта между педагогами и родителями.
Публикация «Творческая мастерская для родителей „Самоделкин“ — „Дышим правильно!“» размещена в разделах
* Обучение приемам работы по изготовлению нетрадиционного оборудования для детей.
План.
I. Информационно-практическая часть «Дышим правильно!»:
1. Консультация для родителей «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении дошкольников» с мультимедиа презентацией.
2. Дыхательная гимнастика для родителей.
3. Презентация выставки научно-популярной литературы, методических разработок, пособий и оборудования по проблеме и памяток-буклетов для родителей «Дышим правильно!».
4. Презентация опыта семьи Перевозкиных «А мы делаем так» (выступление бабушки воспитанника ст. «А» гр. Ревковой Галины Александровны).
II. Мастер-класс «Изготовление пособий для развития навыков правильного дыхания».
I. Информационная часть «Дышим правильно!».
1. Консультация для родителей «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении дошкольников».
1 слайд
Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи -«Значение дыхательной гимнастики в оздоровлении дошкольников и правила её проведения».
2 слайд
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи человек может обойтись несколько недель, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут. Недаром мудрецы называют кислород «эликсиром жизни». От того, как мы дышим, напрямую зависит наше не только физическое, но и психическое здоровье. Основная функция органов дыхания – обеспечение газообмена между воздухом и кровью. Кроме того, органы дыхания участвуют в речеобразовании, определении запаха, выработке некоторых гормонов, в обмене веществ, в поддержании иммунитета организма. Правильное дыхание влияет на закаливание и оздоровление человека. К тому же доказано, что дыхание во многом определяет наш характер и темперамент.
3 слайд
Начиная с древнейших времен, все лечебно-оздоровительные системы уделяли большое внимание навыкам дыхательной гимнастики. Программа культуры дыхания сохраняется и в современном обществе. Но, не смотря на огромный исторический опыт человечества, на изобилие различных методик дыхания почти все мы дышим неправильно. У многих из нас даже во время спокойной беседы, при неторопливой ходьбе, за рулем автомобиля, просмотре телепередач дыхание становится неравномерным, аритмичным. Стоит присмотреться, и вы увидите вокруг себя людей, которые дышат не только носом, но и ртом, хотя препятствий для дыхания носом у них нет. А ведь индийские йоги утверждают, что «дышать ртом – всё равно, что есть носом».
4 слайд
В последнее время всё больше и больше детей имеют отклонения в состоянии дыхательной системы. В связи с этим важно научить ребёнка дышать правильно. Нужно подойти к решению этой задачи обдуманно и ответственно.
5 слайд
Попробуем выделить несколько правил дыхания:
1. Дыхание должно быть трёхфазным (вдох-выдох-пауза).
2. Выдох длится несколько дольше вдоха.
3. Если не препятствуют поза тела, выполняемая работа, одежда, дыхание должно быть полным, глубоким.
4. Дыхание должно быть бесшумным.
5. И самое главное - в состоянии относительного покоя или средней физической нагрузки дышать надо только через нос.
6 слайд
В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также восприятие запаха, температурных и механических раздражителей. При носовом дыхании под действием особого белкового вещества - лизоцима, выделяемого слизистой оболочкой носа, погибает большинство бактерий. При дыхании ртом вся масса вредных примесей воздуха устремляется непосредственно в гортань, глотку, трахею, бронхи, что влечёт за собой развитие воспалительного процесса, да и воздуха попадает в лёгкие значительно меньше. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожёвывать пищу. Обоняние притупляется, пропадает аппетит. И это ещё не всё. Застаивается жидкость, омывающая мозг. И в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы. Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ребенок, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами - это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно.
Когда проходимость обоих носовых ходов нормальная (нет аденоидов, гайморита, искривления носовой перегородки) - у человека гармонирующее дыхание. Если проходимость левой ноздри хуже (правая дышит активнее, человек склонен к перевозбуждению. Если же хуже дышит правая - не избежать вялости и подавленности.
Кстати, иной раз бывает трудно дышать только носом, например, во время бега, интенсивной разминки на свежем воздухе. В таких случаях нужно стараться прижимать кончик языка к небу. Тогда холодный воздух, обтекая язык, будет больше прогреваться.
7 слайд
Что же делать, если ребенок дышит ртом? Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.
Вот простейшее упражнение - закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время.
8 слайд
В нашем ДОУ задачи, связанные с формированием навыков правильного дыхания у детей, решаются систематически. Игры на дыхание проводятся на физкультурных и логопедических занятиях, активно включаются в утреннюю гимнастику и режимные моменты на протяжении всего дня. Упражнения проводятся в интересной игровой форме. При необходимости используется различное стандартное и нетрадиционное оборудование. Нагрузка увеличивается постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнений.
9 слайд
Во время занятий соблюдаются следующие требования:
* упражнения выполняются каждый день по 3-6 минут;
* дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении;
* заниматься нужно до еды;
* одежда должна быть свободной;
* вдыхать необходимо через нос и выдыхать через рот (щёки не должны надуваться);
* мышцы в области шеи рук, живота и груди не должны напрягаться.
10 слайд
Упражнения немедленно прекращаются, если ребёнок:
- дышит слишком часто;
- резко побледнел или покраснел;
- жалуется, что онемели ручки или ножки;
- начали дрожать кисти его рук.
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
2. Дыхательная гимнастика для родителей.
А сейчас предлагаем вам выполнить несколько простых упражнений для формирования навыков правильного дыхания:
11 слайд
«Ёжик».
Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше.
Поворот головы вправо, шумный вдох носом. Поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот.
12 слайд
«Носик».
Мы немного помычим и по носу постучим.
Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.
13 слайд
«Свеча».
1) Осторожно выдыхаем, пламя мы не задуваем.
* Подуть на свечу так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло.
2) Нужно глубоко вдохнуть, чтобы свечку нам задуть.
* Сделать глубокий вдох и резкий выдох, чтобы быстро потушить пламя.
Чтобы поиграть с ребенком, можно использовать не только специальные пособия, но и любые предметы, которые есть под рукой: обычные карандаши, фантики, перышки, вату и т. п.
14 слайд
«Веселый карандаш».
Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш, передавая его сидящему рядом.
15 слайд
Необычайно нравятся детям упражнения-соревнования «Чей шарик укатится дальше», «Чье перышко дольше продержится в воздухе», «Чья вертушка крутится сильнее», «Чей кораблик плывет быстрее», «У кого мыльных пузырей больше», «Кто быстрее надует воздушный шар».
3. Презентация выставки и памяток.
16 слайд
Такие игры и пособия нужно использовать и в домашних условиях. Ведь только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития. Такая гимнастика должна стать обязательной, как, например, утренняя чистка зубов. Занимаясь с ребенком с самого раннего детства, вы поможете вашему малышу сохранить и укрепить здоровье (раздать памятки, обратить внимание на выставку).
4. Презентация семейного опыта.
Сейчас нам хочется предоставить слово бабушке Саши Перевозкина - Галине Александровне, чтобы она поделилась с нами опытом их семьи в данной области. Дыхательная гимнастика полезна каждому ребенку и вдвойне необходима ослабленным, часто болеющим детям, имеющим заболевания органов дыхания.
Выступление Ревковой Г. А. - о значении дыхательной гимнастики для ребенка с бронхиальной астмой.
II. Мастер-класс «Изготовление пособий для формирования навыков правильного дыхания».
17 слайд
Разнообразное нестандартное оборудование помогает педагогам в организации и проведении дыхательной гимнастики.
Сегодня мы пригласили вас в нашу творческую мастерскую «Самоделкин» и хотим предложить изготовить для своих детей простейшие игровые тренажеры, способствующие формированию навыков правильного дыхания. Детям будет вдвойне приятно ими пользоваться, т. к. их смастерят умелые заботливые руки мам и пап. Их изготовление займет совсем немного времени и не потребует больших материальных затрат.
18 слайд
Тренажеры: «Сдуй предмет», «Угадай, кто спрятался?», «Разозлим льва», «Остуди чай», «У солнышка в гостях».
Перед вами на столах материалы для изготовления этих пособий. Вы можете приступить к работе (родители мастерят пособия).
19 слайд
Благодарим всех за участие в сегодняшнем мероприятии. Уверены, что наше сотрудничество окажется результативным! Желаем здоровья вам и вашим детям! До новых встреч!