Наталья Раисовна Дзасохова
Важнейшая роль правил поведения на дороге в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Роль безопасного поведения в жизни дошкольника.
Самая уязвимая часть участников дорожного движения – это дети. Задача родителей и педагогов максимально защитить и предотвратить детский травматизм на дороге, или даже гибель.
Обучение безопасного поведения на улице, нужно начинать как можно раньше, с младшего возраста. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Темочки:
Дидактические занятия с дошкольниками по ПДД должны решать следующие задачи :
1. Умение ориентироваться на улице.
2. Обучение детей дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
3. воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. Формирование чётких представлений о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Обязательные правила здорового образа жизни.
Создание развивающей среды в уголке (Правил Дорожного Движения) является необходимым условием успешного усвоения правил поведения на дороге, и на улице.
Как же решить поставленные задачи :
-Через целевые прогулки, экскурсии, наблюдение за движением транспортных средств и пешеходами, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и так далее.
-Через обучающие занятия по правилам дорожного движения.
- в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке ДОУ применяя макеты.
- в процессе создания с детьми мультимедиа проектов (иллюстрирование сказок и историй по ПДД)
Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.
Через проектную деятельность, игры, викторины, различные конкурсы рисунков и плакатов, создание карт безопасности дорожного движения, чтение художественной литературы, обсуждение, наблюдение, беседы, экскурсии – помогают закреплять и усваивать знания о правилах безопасного поведения на улице и дороге.
Организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике – отводится важнейшая роль.
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми в библиотеку, педагогом предлагается вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, нарисовать маршрут, затем назначаю двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. В этом случае, не смотря на то, что воспитатель идет рядом, дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах кропотливая и не терпит суеты и спешки. Ее нужно проводить систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада, чтобы дошкольник не только запомнил и осознал алгоритм поведения, но и действовал в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно. Работа воспитателя по усвоению детьми правил безопасного движения быть может эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями воспитанников. Педагоги должны выстроить контакт с родителями, чтобы они из пассивно принимающих информацию, становились активными и направили свои действия на усвоение информации детьми. В одном случае более оправданными окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом - знакомство с публикациями из местной и центральной прессы. С этой целью педагог проводит встречи с родителями, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма например: «Какие привычки детей, безобидные возле дома, опасны на проезжей части улицы?», «Роль родителей в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей», «Скоро ваши дети пойдут в школу и станут самостоятельными». С этой же целью в родительском уголке группы имеются рекомендации для родителей по обучению детей правилам безопасного поведения, по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, педагог организует различные виды досуговой деятельности: викторины, конкурсы, праздники. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах кропотливая и не терпит суеты и спешки. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Только такая работа может принести желаемые результаты. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. чтобы дошкольник не только запомнил и осознал алгоритм поведения, но и действовал в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Этот год самый важный в решении задач подготовки моих воспитанников к безопасному поведению на дороге,ведь дети– будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, налицо положительные результаты:
Формировать умение сдерживать свои порывы и желания;самоконтроля и самоорганизации, достаточно высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге : понимание того, что является правильным или неправильным, устойчивые знания правил безопасного поведения на улице.