Елена Некипелова
«Ваза для Хрюши». Занятие по дифференциации [Х]-[Х’]
▼ Скачать +Заказ
«Ваза для Хрюши».
Дифференциация звуков Х – Хь.
Цель: Дифференциация звуков «Х» - «ХЬ».
Задачи: 1. Научить дифференцировать звуки по твердости – мягкости,
2. Закрепить навыки определения позиции звука в слове. Закрепить навыки чтения слогов, слов.
3. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. Развивать коммуникативные навыки: умение вести импровизированный диалог по ситуации.
1. Орг. момент.
Публикация «„Ваза для Хрюши“, Занятие по дифференциации [Х]-[Х’]» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Дети стоят на ковре, взявшись с педагогом за руки.
- Вместе дружно повернемся и друг другу улыбнемся.
От улыбок так чудесно, заниматься интересно!
Раздается плачь. Входит Хрюша.
- Хрю, Хрю, Хрю! Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте! (дети)
- Вы меня узнали? Я Хрюша!
- Почему, Хрюша, ты плачешь? (дети)
- Хь – хь –хитрая лиса разбила мою любимую хрустальную вазу! И осколки раскидала повсюду!
- Хрюша, мы тебе поможем! (дети)
- Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно ответить на вопросы и найти помощников!
2. Закрепление пройденного материала. Введение в тему занятия.
- Садитесь, ребята, на волшебные цветочки.
- Скажите, какие первые звуки в словах: Хрюша и хитрая?
- Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие)
- Чем отличаются? (звук Х –твердый, звук ХЬ – мягкий)
- Звуки «Х» и «ХЬ» обозначаются одной буквой Х. Давайте вспомним ее, из каких элементов она состоит.
- Покажите букву Х на пальчиках.
- Звуки «Х» и «ХЬ» сегодня будут нам помогать. Запомните их.
- Отправляемся в путь на поиски осколков.
- Ребята! Посмотрите, кругом вода! Не намочите ноги! Как же нам перебраться на другой берег? (Ответы детей)
- Как вы считаете, ребята, почему кочки синего и зеленого цвета?
- «Вы по кочкам перейдите, звуки верно назовите!» (На полу лежат кочки зеленого и синего цвета. Обговаривается, что синяя кочка это звук «Х», зеленая «ХЬ» и почему. К последней кочке прилеплен осколок).
- Болото мы прошли, теперь у нас два осколка. Впереди нас ждет длинная тропинка. Как бы нам не заблудится! (Педагог читает задание)
- «По тропинки ты пройди, слоги четко говори!» Давай те встанем за Хрюшей, он нас поведет. Чтобы с тропинки не сойти надо правильно повторить за мной задание. (Между столов лежит веревочка, дети проходят по ней проговаривая поочередно слоги: та-та-ха, па-па-ха, ти-ти-хи, пи-хи-пи, ха-па-па, хи-хи –па, ха-хи-ха, хы-хи, хе-хо, хе-хэ, ха-хя. Хрюша
повторяет неправильно, все путает. В конце, под кубиком, лежит задание и осколок).
- Вот и еще осколок. И к нему задание. Давайте сядем за столы и прочитаем его. «На столах своих, карточки возьми. Звук ты правильно найди и награду получи!»
- Приготовим сигнальные карточки (кирпичик и подушечка). Будьте внимательны. Я буду показывать вам картинки, а вы должны определить, в каких словах есть звук «Х», а в каких «ХЬ» и показать нужный сигнал. (Дети показывают сигнальные карточки, называют положения звука в слове. Хрюша вместе с детьми показывает карточки, но ошибается, дети его исправляют)
- А теперь следующее задание. У вас на столах лежат корточки с картинками. Вы должны определить, где в словах звук «Х», а где «ХЬ, и где он спрятался. А потом на схеме наклеить синий или зеленый квадратик. (Во время выполнения задания звучит аудиозапись, педагог и Хрюша проверяют правильность выполнения задания)
- Молодцы, ребята, вот и еще один осколок отыскался!
- Посмотрите! У меня на столе сундучок, но почему-то я не могу его открыть. (Хрюша подходит к сундучку, пытается его открыть, не может. Раздается аудиозапись)
- «Сундучок, чтобы открыть и осколок получить, надо шифр разгадать, получить оценку пять!»
- Посмотрите и, правда, на сундучке нарисованы две схемы. Давайте их рассмотрим,
(Рассматриваются схемы, обговаривается, что обозначают каждый из квадратиков).
- Чтобы разгадать этот шифр, девочки должны подобрать на полянке слово к первой схеме, а мальчики ко второй. (Дети подбирают картинки, звучит аудиозапись, Хрюша вместе с детьми выполняет задание. Затем выполняется проверка задания, кто-то из детей открывает сундук и достает осколок).
- Интересно, что же там написано: «Для Хрюши предложение составь ты поскорей
(Дети из «веера» картинок вытаскивают две и придумывают предложения, в конце, карточки берет Хрюша, у него не получается, ему помогают дети. Среди веера картинок находят последний осколок.)
Итог.
Хрюша вместе с детьми собирают вазу. Хрюша недовольный, начинает капризничать.
- А-А-А, я не хочу такую вазу, она вся в трещинах. Как же я понесу ее маме, она же рассыплется.
- Не переживай, Хрюша! Для этого у меня есть волшебная коробочка. Но чтобы она совершала чудеса, в нее нужно положить правильные ответы!
- (Хрюша) Я готов!
- Чем схожи звуки «Х» и «ХЬ»? (ошибается, дети исправляют).
- А чем они отличаются друг от друга?
- (Хрюша) Какие вы все молодцы, все знаете!
- А сейчас мы вместе с коробочкой побудем волшебниками! (Опускаем ковралин с вазой в сундук. Включается мультимедиа)
- Повторяйте за мной слова: «Раз, два, три, четыре, пять – ваза целой стань опять!» (Открывается сундук, оттуда достается целая ваза с конфетами. Хрюша благодарит всех, хвалит и уходит)