Гудкова Д.В.
Конспект НОД «В мастерской дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В мастерской дымковской игрушки»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Раздел:, приобщение к искусству.
Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „В мастерской дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Создать условия для практического применения знаний по изготовлению и росписи дымковской игрушки.
2. Стимулировать мыслительную, речевую, игровую активность детей
3. Воспитать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Предварительная работа:
1. Знакомство с процессом изготовления дымковской игрушки.
2. Чтение книг, стихов, потешек, рассматривание иллюстраций, игрушек.
3. Знакомство с декоративными приемами рисования.
4. Используя шаблоны, учились расписывать силуэты игрушек.
5. Изготовление детьми игрушек из глины.
6. Рассматривание вылепленных игрушек;
Закрашивание бычков белой краской, смешанной
с клеем ПВА.
В самостоятельно художественной деятельности (за несколько дней до занятий) воспитатель предлагает детям рассмотреть вылепленные игрушки, погладить, полюбоваться, почувствовать, что глина подсохла. Показывает дымковскую игрушку и спрашивает, чем она отличается от игрушек, вылепленных детьми. (Дети замечают, что настоящие дымковские игрушки белые, нарядные, с узором). Воспитатель напоминает, что после выхода из печи, мастерица сначала белит свои игрушки белой краской. (белую гуашь для грунтовки смешивают с небольшим количеством клея ПВА)
Материал, инструменты, оборудование.
Выполненные из глины фигурки, гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, коробочки для установки вылепленных фигурок в процессе декоративной росписи. Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями. Рисунки - варианты узоров на фигурках.
Ход занятия
Приветствие
Воспитатель. Сегодня мы с вами посетим художественную мастерскую, где трудятся народные умельцы.
Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелаем доброго дня
Обращаясь, друг к другу по имени, дети желают доброго утра, доброго дня.
А что бы попасть в мастерскую, нам надо выполнить задание
Игра «Зашиваем ковер»
Цель: для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры : На красивом коврике. (три коврика) оказались дырки. возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки в ковре.
Дети делятся на три команды.
Молодцы!
Смотрите ребята, здесь картинки попробуем сложить их и узнать, что на них изображено.
«Разрезные картинки»
Цель:
Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки и. отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).
Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Игра «Сделай так»
Цель: развитие навыков самоконтроля.
Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки.
По образцу повторить узор.
Педагог : А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?
Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки.
- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.
- Глиняные расписные игрушки делали в слободе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью».
- Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню!
Как называются эти игрушки?
- Правильно, дымковские.
- Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе.
- Мы видим барышню и гармониста, индюка, петушка и лошадку.
- Из какого материала делают игрушки мастера?
- Правильно, из глины.
- Значит, игрушки какие?
- Верно, глиняные.
- Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
- Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.
- Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?
- Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.
- Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.
- Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.
- «Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».
- Создание дымковской игрушки - трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки :
«Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.
Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.
-Вот мы и попали в мастерскую глиняной игрушки.
-Предлагаю стать настоящими мастерами, для это оденем фартучки и садимся за столы.
Пальчиковая гимнастика:
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко,
Кулачки разжали –сжали.
Вот и пальчики размяли
- Сейчас мы с вами сядем и будем расписывать наши игрушки.
-Давайте еще раз рассмотрим с вами нашего вылепленного бычка.
- Какие части тела есть?
- Правильно, голова, туловище, лапы;
на голове рога, уши, глаза.
- Узор идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.
Схема на доске, показывающая последовательность работы, и предлагается детям приступить к работе.
Напоминаю детям о том, что мы раскрашиваем фигуру по кругу, не забываем поворачивать игрушку, узор чередуем.
Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.
После завершения работы дети оставляют игрушки на свободном столе для высыхания.
Ребята рассматривают бычков и выделяют самого яркого, праздничного.
Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной бычок.
Все старались! У всех получилось! Работа в мастерской закончена.