Татьяна Захарова
Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «В лес по ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход образовательной ситуации:
На столе стоит хохломская посуда. Дети подходят и становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая посуда. Эта золотистого цвета, с растительным орнаментом посуда - хохломская. Роспись, которой она украшена, называется – Золотая Хохлома.
Хохлома – Это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью „В лес по ягоды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Фрукты и ягоды. Рисование
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. Посмотрите, какие цвета использовал художник? (чёрный, красный, зелёный, но больше всего золотого цвета). Далее показ сопровождается чтением стихов:
И чего здесь только нету: Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
И нигде на свете нет таких соцветий.
Вот Ладья: цветущий хвост- корма,
Нос- петушиная головка
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Наши ложки хохломские
Самый лучший сувенир.
С позолотой- не простые
Прогремели на весь мир.
А вот утица по реченьке плывёт.
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
А вот поднос, в нём алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы,
Шелковые всплески золотой листвы.
Воспитатель: Ребята, вам, наверное, захотелось ягод? Представьте себе, что мы пошли в лес по ягоды. (Показ иллюстраций летнего пейзажа)
Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
Ранним летним утром, когда солнышко только встало и залило лужок ярким, золотистым светом, мы идём по тропинке. А тропинка с горки на горку, волнистой змейкой убегает в лес. (идут по выложенной тропинке из зелёного картона, а по краям тропинки зелёная травка, (дети под руководством воспитателя раскладывают хохломской завиток из картона, а вот «травинки», «осочки», а среди травы листочки, (выкладывают тёмно-зелёные листочки, а под листочками алые спелые ягоды (выкладывают).А теперь оглянитесь и посмотрите на нашу тропинку, она стала очень красивой, похожей на рисунок на хохломской посуде, которая стоит на столе.
Давайте посмотрим, из чего состоит рисунок (показывает на посуде и одновременно поднимает часть волнистой линии на ковре)
Эта волнистая дорожка называется «криуль».
Это – завиток, «осочки», «травинки», «трилистики», «ягоды».
(дети повторяют названия элементов)
Ребята, давайте придумаем к слову «хохлома» красивые слова. (солнечная, яркая, жаркая, сочная, как золото блестит)
Физ. минутка «Хохлома»
Роспись хохломская, махи ладонями из стороны в сторону
Словно колдовская, наклоны сжатых ладоней влево и вправо
В сказочную песню просится сома, ритмичное сжимание и разжимание
И нигде на свете нет таких соцветий, Кулачков обеих рук
Всех чудес чудесней наша Хохлома! Махи ладонями обеих рук
Воспитатель: А теперь мы возвращаемся, с полным лукошком ягод, домой. (рисунок «лукошко с ягодами»)
Поисковый этап:
Ребята, эта картинка волшебная, она превратится в настоящие ягоды, если мы сейчас сядем за столы и нарисуем свою прогулку в лес на бумаге.
Рисовать мы будем по плану.
Посмотрите внимательно на столе я выложила листы бумаги, на которых изобразила план нашего пути. (дети выбирают рисунки в правильной последовательности и прикрепляют их к магнитной доске).
1лист волнистая линия «криуль»- тропинка,
2лист на изгибах «завиток»- травка кудрявая,
3лист на изгибах листочки- «трилистик»
4лист около листочков – ягодки)
А если украсить листочки чёрными жилками, а ягодки жёлтыми точками, то получится вот такой рисунок (показывает узор хохломской росписи)
Практический этап:
(Дети рисуют под музыкальное сопровождение. Вместе с воспитателем вспоминают элементы хохломской росписи : «криуль», «травинки», «усики», «завитки», «ягоды» и т. д., последовательность выполнения узоров. Подбирают цветовую гамму. Вспоминают разные способы выполнения рисования. (Примакивание кисти к бумаге, «тычком»)
В ходе рисования воспитатель проводит индивидуальную работу.
По завершении собирает рисунки, украшает ягоды желтыми точками, листочки чёрными жилками.
Рефлексивно – оценочный этап:
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые получились хохломские узоры.
(Анализирует положительно работы детей)
Ребята, давайте вспомним, откуда пришло название «хохломская роспись»?
Какие цвета и оттенки используют художники?
Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.
Какое настроение создают у вас эти изделия?
Молодцы ребята, а теперь посмотрите, как ожила наша картинка (вынимает из-за картинки лукошко с ягодами, угощает детей).
Использованная литература
1. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
3. Левина С. А., Тукачева С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2003.