Получи документы

Занятие по формированию у дошкольников представлений об истории, культуре и быте мордвы «В гостях у тетушки Рузавы»

Наталья Лобанова
Занятие по формированию у дошкольников представлений об истории, культуре и быте мордвы «В гостях у тетушки Рузавы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

Задачи:

образовательные

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;

- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в мордовских словах ; выучить с детьми новое слово – кямот (сапоги) ; - закреплять счёт в прямом порядке в пределах 10 на мокшанском языке;

развивающие

Публикация «Занятие по формированию у дошкольников представлений об истории, культуре и быте мордвы „В гостях у тетушки Рузавы“» размещена в разделах

- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей;

- развивать память, внимание, логическое мышление; воспитательные - воспитывать навыки культуры общения

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.

Предварительная работа :

1. чтение сказок, легенд, рассказов о родном крае; 2. рассматривание мордовских национальных костюмов; 3. рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Древняя мордва», «Стихи и песни народов Мордовии», «Здравствуй, Мордовия

4. занятия в мини – музее детского сада для ознакомления с экспонатами.

5. беседы и рассматривание картин о быте мордвы.

6. занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

7. Дидактическая игра «Одень куклу Алдуню»

8. Отгадывание загадок.

9. Заучивание пословиц, потешек, закличек.

10. Слушание национальной мордовской музыки.

11. проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Фотовыставка, посвящённая истории мордовского народа, фонограммы с музыкальным сопровождением, предметы быта, иллюстрации к сказке ДЕВУШКА-БЕРЁЗКА, выпечка (блины, сладкие угощения для детей.

Воспитатель в мордовском национальном костюме.

Логика образовательной деятельности

Дети стоят в кругу.

Сколько нас не русских у России?

И мордовских и иных кровей

имена носящих не простые

не простых российских сыновей!

Пусть все мы

по-разному песни поем

но все мы мечтает

лишь об одном

Хором: Пусть будет мир в нашем доме родном!

Воспитатель: Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. А теперь поздороваемся на мордовском языке. Шумбра чи!

Я сегодня рада видеть всех вас у себя в гостях. Я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию культуру народа мордва., где мы поговорим об истории мордовского народа. Хотите ребята? Да! (дети)

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень – очень давно. А что означает слово предки? (Предки (деды, прадеды, прародители) — умершие родственники, защитники и покровители рода и хозяйства, наделённые высоким статусом, соотносящиеся с мифологическими родоначальниками и опекунами дома) (ответ детей). Правильно, предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень- очень давно. А жили они в сёлах и деревнях.

Село – по русски, по мордовски – веле,

И вот уже столетья пролетели,

Но жив народ и радостна земля

Что этому народу жизнь дала.

Восп. : А хотите –ка ребятки научу вас я играть? Любите играть то?

Игра «Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё : щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Вот какие молодцы! Понравилась игра?

Любите, ребята сказки?

Вижу, заблестели глазки!

Много сказок знаете?

Сейчас их повстречаете!

Рассказ сказки с показом иллюстраций.

Перед началом сказки я хочу вам сказать, что означают имена главных героев сказки:

Уцяска — счастье.

Варда —злое существо.

Пулай — кушак.

Атя — отец.

Ава — мама.

Ну-ка подумайте, на какую русскую народную сказку похожа наша сказка?

Кто вам запомнился в сказке?

Вспомните, что означают имена героев?

Рассмотрите костюмы на иллюстрациях, нравятся они вам?

Восп:. А сейчас я предлагаю полюбоваться народными национальными костюмами. Ах, какими же красивыми были наши предки. Ах, какая красивая одежда у них. У мордвы широко распространены тканные головные платки-пря руця. Белые, длинные рубах и- панар. Её украшали вышивкой. Обязательными для костюма мордовок были пояса-каркс.

Восп. : Весь костюм мордовочка шила сама и украшала яркой вышивкой. А на ногах у женщины – мордовки были надеты сапоги. А сколько украшения у мордовочки, ведь не зря говорят: «Мордовочку с начала услышишь, а потом увидишь!». Основными цветами мордовского костюма являются – красный, белый, черный, желтый и заленый.

Вот вам мой подарочек (раскраски).

Обряды и праздники являются важной частью мордовской народной культуры и передаются из поколения в поколение. Обрядовые праздники были разными: они посвящались и временам года, и восхваляли урожай, и воспевали труд народа. И на каждый праздник хозяюшки готовили национальные блины-пачаты.

Восп: мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовили из теста с добавлением пшена и гречки, из которых варили каши, всё это смешивали, взбивали и пекли. Пекли блины толстыми и пышными. А какие они вкусные вы сейчас узнаете. Я для вас их приготовила, угощайтесь!

Публикации по теме:

Воспитание любви к малой Родине у детей дошкольного возраста Воспитание любви к малой Родине. Маленькая родина всё равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Воспитание любви к Родине, к своему.

Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. С первых дней своего существования.

«Праздник Победы на моей малой Родине» (фотоотчет)«Праздник Победы на моей малой Родине» (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими впечатлениями о праздновании 70-летия Великой Победы на своей малой родине - с. Татарино,.

«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Формируем любовь к малой Родине. Консультация для воспитателей В А Сухомлинский утверждал, что детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием.

Интеллектуальная викторина о малой Родине для старших дошкольников «Что? Где? Когда?» Интеллектуальная викторина "Что? Где? Когда?" (осенний утренник средне - старшая группа 2015 г.) «Что я знаю о городе моем?» Оформление.

Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников Важным условием формирования гендерной идентичности старших дошкольников является создание полифункциональной предметно-развивающей среды,.

Проект «Воспитание любви к малой Родине с помощью знакомства с творчеством И. Д. Василенко»Проект «Воспитание любви к малой Родине с помощью знакомства с творчеством И. Д. Василенко» «…я неисправимый провинциал, влюблен в свой Таганрог, в его неповторимый говор, в его море, в его всполохи над мартенами. Читая меня,.

Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

«Символика Самары». Конспект занятия по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечестве «Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, через закрепление знаний о символике города Самара» Группа: старшая Тема:.

Автор публикации:
Занятие по формированию у дошкольников представлений об истории, культуре и быте мордвы «В гостях у тетушки Рузавы»
Опубликовано: 14 ноября 2015 в 15:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию у дошкольников представлений об истории, культуре и быте мордвы «В гостях у тетушки Рузавы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лобанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД