Елена Амосова
Музыкально-интегрированная образовательная деятельность «В гости к солнышку»
Управление образованием Нижнетуринского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой петушок»
«В гости к солнышку»
Музыкально - интегрированная образовательная деятельность
Вторая группа раннего возраста
Дети 2 – 3 лет
Составители:
Зам. зав. по ВиМР
Точилова Светлана Габрафиковна
Амосова Елена Валентиновна
воспитатель
Хотненко Валентина Александровна
Свердловская область
Нижняя Тура
Публикация «Музыкально-интегрированная образовательная деятельность „В гости к солнышку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
Апрель 2017
Цель. Обогащение чувственного опыта детей, используя элементы сказкотерапии. Влияние на познание детей через нравственную сторону действительности.
Задачи.
Образовательные.
1. Закреплять знания детей о времени года – весна, весна, его признаках.
2. Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
3. Закрепить способность детей классифицировать предметы по цвету.
4. Продолжать обучать детей умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.
5. Обогащать словарный запас детей: солнце, лучики, зайка, ёжик, мишка, белочка; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; морковка, орешки, яблоко, малина.
6. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области ритмики.
Развивающие.
1. Развивать у детей: речь, мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
2. Развивать у детей способность использовать технику рисования пальчиком на манной крупе.
3. Формировать основы эстетического вкуса.
4. Создавать условия для развития интереса к театрально – игровой деятельности.
5. Повышать у детей познавательную активность.
Воспитательные.
1. Воспитывать активность, инициативность детей.
2. Прививать любовь к природе, животным и воспитывать бережное отношение к ним.
3. Вызвать у детей положительные эмоции.
Методические приёмы.
1. Создание интереса к занятию через музыкальное вступление и стихи о весне.
2. Появление персонажей: Солнышко – взрослый; дидактические игрушки: зайка, ёжик, белочка, мишка.
3. Использование в игре макета тропинки с вырезанными геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.
4. Отгадывание детьми загадки про солнышко.
5. Использование техники рисования пальчиком на манной крупе.
6. Дыхательная гимнастика с ёжиком.
7. Использование дидактического материала для классификации картинок по заданию: найди, что едят лесные зверюшки.
8. Массаж для рук в игре с белочкой.
9. Использование дидактического материала для классификации предметов по цвету.
10. Использование пальчиковой игры «Рыбки».
11. Исполнение совместного танца Солнышка и детей. (Коммуникация).
12. Сюрпризный момент: ларец с угощением для детей.
Интеграция образовательных областей.
1. Познавательное развитие: знакомство с весенними явлениями природы, закрепление названий геометрических фигур и цвета, чем питаются звери в лесу.
2. Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности к совместной деятельность со сверстниками и взрослыми. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
3. Развитие речи: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с художественной литературой.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам; реализация самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительном искусстве.
5. Физическое развитие: выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств: координация и гибкость; крупная и мелкая моторика обеих рук; развитие координации основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в разные стороны).
Предварительная работа.
1. Подбор методической и музыкальной литературы, составление конспекта музыкально интегрированной образовательной деятельности «В гости к солнышку».
2. Чтение художественной сказочной литературы для детей по теме занятия.
3. Проведение с детьми дидактических игр: «Найди по цвету», «Покажи предмет такой же формы», «Кто, что ест?», пальчиковой гимнастики.
4. Отгадывание загадок детьми по теме.
5. Разучивание музыкального репертуара по теме занятия.
6. На занятиях дети рисовали и лепили лучики солнца.
7. Создание дидактических игр и пособий, макетов для занятия.
Индивидуальная и подгрупповая работа.
С М. К., А. Т., В. Я. учила названия геометрических фигур. С подгруппой детей закрепляла цвет. С подгруппой детей закрепляла знания о зверях: где живут, чем питаются.
Словарная работа.
Закрепить произношения слов: солнце, лучики, зайка, ёжик, мишка, белочка; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; морковка, орешки, яблоко, малина.
Оформление.
Ёлочки, пенёчки, птички, домик, норы: для ёжа и медведя; озеро с рыбками.
Оборудование.
Цветные ведёрки, игрушки: белка, зайка, ёжик, мишка; тропинка с геометрическими фигурами; поднос с манной крупой; шишки в корзине, пластинка – диск для дидактической игры «Что едят лесные зверюшки?», ларец с запиской, угощение для детей. Костюм Солнца.
Использование презентации мультимедиа - показ зверей в лесу.
Ход развлечения
Дети входят под музыку в зал, нарядно одетые. Гуляют по залу, осматриваются вокруг.
Ведущий. Дети, посмотрите, мы пришли в весенний лес, полюбуйтесь на его
чудесную красоту!
(Ведущий показывает рукой на оформление зала, елочки).
Музыка. Пение птиц. П. И. Чайковский «Подснежник».
Ведущий. За окном щебечут птицы,
Не смолкает птичий гам.
Это птицы-озорницы
Будят солнце по утрам.
Дети. (Хором).
Солнышко, приди скорей,
Улыбнись нам веселей!
Солнце – воспитатель - «спит» в домике, просыпается, потягивается, встает, ходит по залу под музыку, пританцовывает. В домике стоит ларец - это угощение для детей.
Музыка. Танец солнышка «Солнечные лучики». Фонограмма.
Дети и ведущий за солнышком выполняют: потягивание, качают руки над головой, кружатся на месте.
Солнце. Здравствуйте, малыши!
Дети. Здравствуйте.
Солнце. Я - Солнце Красное,
Пришло из сказки я!
Закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутиться в сказке!
Дети закрывают глаза, приседая на «корточки»; раздаётся звук металлофона – это волшебство; дети открывают глаза, встают.
Солнце. Здравствуй лес, дремучий лес -
Полон сказок и чудес -
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы – свои!
Ведущий. Просыпается весенний лес,
Просыпаются звери.
Кто на пенёчке сидит,
Слезки льет и грустит?
Зайка сидит на пенёчке.
Дети. Зайка.
Ведущий. Здравствуй, Зайка, что ты грустишь, призадумался?
Зайка. Здравствуйте! Пришла весна, появились проталинки и ямки на
моей тропинке. Поможете мне её починить?
Дети. Да!
Ведущий. Дети, возьмите подходящие фигуры и почините Зайке тропинку.
Лежит дорожка – травка, на ней - фигуры, дети берут фигуры самостоятельно.
1. Дидактическая игра «Найди заплатку».
Ход игры.
Цель. Закрепление умения детей называть геометрическую фигуру (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). Находить ей место на «тропинке», с вырезанными такими же геометрическими отверстиями. Ориентироваться в пространстве.
Ведущий. Саша, как называется фигура в твоей руке?
Ребёнок. Треугольник. (Квадрат, круг, прямоугольник).
Ведущий. Почини тропинку Зайке. Положи треугольник в ямку, на
которую он похож. (И т. д. обращается к другим детям).
Зайка. Молодцы, ребята, починили мне тропинку. Спасибо!
Солнце. Зайка, проводи ребяток по своей тропинке.
Зайка. Как я рад, тропинка стала ровная, красивая! Спасибо! Пойдём по
тропинке за мной!
2. Упражнение. Идём по тропинке». Русская народная мелодия.
Заяц ведёт детей по тропинке.
Зайка. Как весело мы с вами прошли по моей тропинке! Пора мене
возвращаться на свой пенёчек! До свидания!
Солнце. Зайка, до свидания. Мы пойдём дальше в сказочный лес.
Игрушку зайца ставят на пенёк. Идут по залу, как по тропинке.
Ведущий. Шли мы, шли по тропинке, в сказочном лесу, и подошли к норке.
Кто в норке живет?
Дети. Ёжик.
Солнце. Смотрите, ребятки, Ёжик спит (ёжик накрыт листочком, а рядом
сундучок стоит. Загляну в сундучок… Ой, здесь - записка!
Дети стоят рядом с сундучком. Воспитатель открывает сундучок - в нем
записка.
Солнышко. (Читает записку). «Чтобы разбудить Ёжика, нужно отгадать
загадку, а отгадку - нарисовать».
Ведущий. (Загадка). Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все (Солнце).
Бродит одиноко В синей чаще -
Огненное око, Жёлтый мяч,
Всюду, где бывает, Он и светел,
Взглядом согревает. (Солнце). И горяч. (Солнце).
Дети. Солнце!
Ведущий. Молодцы! Отгадали загадку. Это Солнышко! Правильно!
3. Изобразительная деятельность «Лучики для солнышка».
Музыка. Дети в саду. Аудио запись.
Цель. Закрепление умения детей рисовать прямые линии от круга солнца к краю, на манной крупе, пальчиками.
На большом подносе, на столе, рассыпана ровно манная крупа. На ней, заранее, нарисовано улыбающееся солнце, без лучей.
Дети рисуют пальчиками «лучи» на манной крупе, под руководством воспитателя.
Протереть детям руки влажными салфетками, класть использованные салфетки на второй поднос. Встать с детьми вокруг стола.
Ведущий. Подойдите к столам, посмотрите, тут нарисовано солнышко. А
чего у Солнышка нет?
Дети. Лучиков!
Ведущий. Правильно! У Солнышка нет лучиков! Поможем солнышку,
нарисуем ему лучики своими пальчиками. Посмотрите, как надо
рисовать лучик: пальчиком рисуем лучик, от круга Солнца - к
себе.
Воспитатель, одновременно, объясняет и показывает технику рисования лучика, на подносе, на манной крупе.
Дети выполняют задание под руководством педагога – рисуют пальчиком лучик.
Солнце. Нарисуем жёлтый круг,
После – лучики вокруг!
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
Ведущий. (Анализ). Встаньте, дети вокруг солнышка. Полюбуйтесь на него!
Солнышко своими лучами играет, улыбается, радуется, что мы ему
помогли: нарисовали прямые, весёлые лучики. Молодцы, дети! Все
старались!
Солнце. Засияло ярко-ярко Солнышко лучиками, разбудило Ёжика.
Ёжик. (Просыпается). Здравствуйте! Пых – пых – пых! Как я долго спал,
спасибо, дети, ваше яркое, радостное солнышко разбудило меня! Я
приглашаю вас поиграть со мной: весело побегать, зелёную травку
понюхать! Побежали!
4. Игра «Весёлый Ёжик». «Ладушки» - Диск.
На 1 часть музыки дети превращаются в ёжиков, держат кисти рук перед собой – это лапки Ёжика, «перебирают лапки», бегают по залу врассыпную. На 2 часть музыки - приседают «на корточки», нюхают траву – пыхтят: «Пых-пых-пых-пых».
Ёжик. Как я рад! Весело с вами и Солнышком играли! Как мне понравился
аромат зелёной травки! Пора мне в свою норку бежать. До
свидания! (Ёжика уносят в норку).
Солнышко. Ёжик, до свидания! Наше путешествие по сказочному лесу
продолжается.
(Дети идут под музыку).
Ведущий. Шли мы, шли по тропинке, в сказочном лесу, и оказались на
сказочной полянке. Какой здесь свежий, чистый воздух! А тихо-то
как здесь… От такой тишины в лесу и Белочка уснула…
Разбудить белочку можно, если вы правильно найдёте то, что
любят есть зверюшки.
5. Дидактическая игра «Что едят лесные зверюшки?»
Цель. Закрепление умения детей определять, чем питаются: заяц, белка, ёжик, мишка. Находить соответствующие картинки, соединяя на пластинке-диске: заяц и морковка, белка и орешки, ёжик и яблоко, мишка и малина. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать интерес к жизни зверей в лесу, классифицировать картинки по заданию.
Дидактическая игра стоит на столе.
Ведущий. Саша, что любит есть мишка (заяц, белка, ёжик?
Дети. Малину (морковка, орешки, яблоко).
Ведущий. Помести мишку к малине.
(Ребёнок соединяет картинку мишки, на прищепке, с изображением малины и т. д.).
Ведущий. Молодцы, правильно справились с заданием! Всех зверюшек
накормили! Похлопайте в ладошки! (Дети хлопают).
Белочка. (Сидит на елке среди ветвей, просыпается). Здравствуйте!
Спасибо, вам ребята! Разбудили меня!
Приглашаю поиграть,
С шишками поскакать.
6. Игра «Белка с шишками», русская народная мелодия.
Ведущий. Возьмите шишки в руки, покатаем их между ладонями, смотрите,
какие шишки маленькие, белка любит шишки.
(Дети делают массаж для рук).
1 часть музыки – дети прыгают на двух ногах, держат шишку перед собой.
2 часть музыки – дети поворачиваются вправо-влево, «грызут» шишку, говорят: «Хрум-хрум-хрум-хрум!»
Белочка. Как я рада, что вы со мной поиграли, спасибо! Прыгну я на свою
елочку, до свидания!
Солнышко. Белочка, до свидания! Мы пойдём дальше, в сказочный лес.
Ведущий. Шли, шли мы по тропинке, в сказочном лесу, и подошли к
берлоге.
Ведущий. Кто в берлоге живет?
Дети. Мишка.
Солнышко. Мишка спит. Чтобы разбудить Мишку, нужно наловить
рыбок и накормить его.
7. Дидактическая игра «Рыбалка».
Цель. Закрепление знаний цвета, умения соотносить предметы по цвету.
Ход игры: Дети ловят рыбок и раскладывают их в ведерки соответствующие по цвету.
Оборудование. «Озеро» - синяя ткань, она разложена на полу, на ней лежат – «плавают» рыбки: красные, жёлтые, синие, зелёные, как в воде. Цветные ведёрки: красное, жёлтое, синее, зелёное - стоят около берлоги медведя.
Дети сидят на коленях вокруг озера.
Ведущий. Это - озеро. В озере плавают рыбки.
Саша, какого цвета рыбка? (Красные, жёлтые, зелёные, синие).
Нам надо их наловить. Рыбку красную – положить в красное
ведёрко, зелёную – в зелёное ведёрко и т. д.
(Дети одновременно выполняют задание, ведра стоят на расстоянии).
Солнышко: Много мы с вами рыбок наловили! Пусть Мишка угощается!
Медведь рычит. Потягивается.
Медведь. (Рычит). Здравствуйте, детишки -
Девчонки и мальчишки!
Долго спал я в берлоге, проголодался! (Смотрит в вёдра).
Кто это мне наловил рыбку!
Дети. Мы!
Медведь. Спасибо, дети, что наловили рыбы! Вот я сейчас угощусь вкусной
рыбкой!
(Наклоняется в каждое ведро, как будто ест).
Дети стоят вокруг «озера».
Ведущий. Мишка, поиграй с нами!
8. Пальчиковая игра «Рыбки», народная мелодия.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой, свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Медведь. Весело с вами поиграл! Ох, устал, пойду в берлогу отдыхать! До
свидания!
Ведущий. До свидания, Медведь! И медведя мы с вами разбудили, и рыбкой
угостили - молодцы!
Солнышко. А мы пойдём дальше в сказочный лес.
Ведущий. Шли мы, шли по тропинке, по сказочному лесу, вернулись на
полянку, к домику Солнышка!
Солнышко. Вот и сказка кончается.
Приглашаю вас плясать
С лучиками поиграть!
9. Танец Солнышко. «Ладушки» - Ясли. – Диск 1 – Трек 39.
1. К деткам Солнышко пришло (потягивание,
Засияло ярко,
И ребяткам принесло
Свет свой желтый жаркий.
Припев. Ват так, Солнце, молодец! (Каблучок).
Быстро-быстро пляшет!
И ребяткам-малышам 2 раза. (Машет рукой,
«крылышки», кружатся).
Лучиками машет!
2. Чтобы Солнце улыбалось (хлопки,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей (руки скрестить на груди)
И мириться нам скорей! (Руки развести в стороны).
Припев.
Солнышко. Ай да, молодцы!
Ай да, удальцы!
В сказке побывали,
Чудеса видали!
Вот и сказочке – конец!
А в подарок вам – ларец!
Угощение – в ларце: конфеты.
Дети. Спасибо! До свидания, Солнышко!
Музыка русская народная «Ах вы, сени».
Дети выходят из зала под музыку.
Библиография.
1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др. ; Под ред. С. Л. Новосёловой. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1985.
2. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под. ред. Т. С. Комаровой. – М. ; Мозаика – Синтез, 2008.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудио-приложением (2 CD). С-Пб. : Невская нота, 2010.
4. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе 0 – 23 «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа раннего возраста / авт. -сост. С. И. Гуревича. – Волгоград. : Учитель, 2015.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2014.
6. План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н. В. Гончарова и др. ; под ред. З. А. Михайловой. – 2-е изд. – С П 6.; Детство – Пресс, 2001.