Жанна Ецкеева
Педагогический игровой краткосрочный проект в первой младшей группе «В гости к Матрешкам»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к Матрешкам» -
Педагогический краткосрочный проект, информационно - познавательно - игровой.
воспитатели 1 младшей группы «Солнышко»
Ецкеева Жанна Александровна
Логинова Екатерина Ивановна
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический игровой краткосрочный проект в первой младшей группе „В гости к Матрешкам“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Самая доступная и понятная для детей народная игрушка - это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Она развивает воображение у детей, внимательность и усидчивость, способствует развитию связной речи, моторики пальцев, активизации творческих способностей, знакомит с основами сюжетной игры.
Таким образом, проблема использования народной игрушки Матрешки для решения задач приобщения детей раннего возраста к национальной культуре, традициям нашего народа и их развития, в настоящее время является актуальной.
Учитывая все выше сказанное, мы разработали познавательно – игровой проект «В гости к Матрешкам».
Цель проекта :
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству. Воспитание интереса к русской народной игрушке - матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с русским народным творчеством, народными традициями, обычаями;
- Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
Развивающие:
- Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира, умение обыгрывать потешки, народные игрушки;
- Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
- Развивать познавательные способности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, уважение к его традициям;
-Воспитывать бережное отношение к игрушке.
Ожидаемый результат проекта :
Расширение представлений детей об окружающем мире. Обогащение знаний о традициях и культуре русского народа. Повышение интереса к народному творчеству, слушать сказки, учить и обыгрывать песни, потешки, народные игрушки, умение играть в народные игры. Воспитание любви к Родине.
Методы и приемы реализации проекта.
Методы проекта :
- Игровые : дидактические игры, подвижные игры, инсценировки, игры с народными игрушками;
- Словесные: чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов, разговор, беседы;
- Наглядные: рассматривание книг, народных игрушек, предметов художественных промыслов, альбомов с изображением матрешек.
Приё мы:
- беседы,
- наблюдения,
- чтение художественной литературы,
- игры, игры-инсценировки.
Проект реализуется по нескольким направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Образовательная деятельность.
Сроки проведения - краткосрочный (с 7 февраля по 11февраля)
Участники проекта - дети группы раннего возраста «Солнышко», воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек, изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, костюмы (ряженья) : платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Матрешки», гуашь красного и желтого цветов, пластилин, дощечки, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, салфетки.
Познавательное развитие.
1. Игра - ситуация «В печи калачи».
Цель: знакомить детей с русским народным творчеством.
Ход: Бабушка: Здравствуйте. Пожалуйте гости мои дорогие матрешки расписные. Вас давно я поджидаю, чаепитие не начинаю. Пока я вас ждала, калачи напекла. Пекла и приговаривала:
Ай, качи - качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
Все румяны горячи.
Бабушка угощает чаем и калачами матрешек.
2. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Принесли матрёшки расписные ложки».
Цель: познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением, обратить внимание на красоту их оформления.
Ход: Внесение в группу двух матрешек (большая и маленькая) с расписными деревянными ложками (большая и маленькая). Дети самостоятельно соотносит размеры ложек с матрешками. Детям рассказать про расписную ложку (Какого цвета, размера, формы? Из какого материала сделана)
3. Беседа «Русская матрёшка»
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, с внешним видом, особенностями росписи матрёшек.
Ход: Поставить пять матрешек (от самой большой до самой
маленькой) и сосчитать их по образцу: одна матрешка, две матрешки. ,
пять матрешек (согласование числительных с существительными).
Составить описательный рассказ о Матрешке по плану :
Что это?
Какого цвета, размера, формы?
Из какого материала?
Из скольких частей состоит?
Как в нее играют?
Речевое развитие.
1. Чтение потешки «Ладушки - ладушки».
Цель: помочь детям понять содержание услышанного, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к бабушке; учить обыгрывать потешку, слушать и воспроизводить слова из текста.
Ход: Просмотр видео с потешкой. Повторение движения по ходу текста.
2. Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба».
Цель: помочь детям понять содержание сказки, вызвать желание слушать её, повторять вслед за воспитателем слова и фразы; развивать у детей воображение. Воспитывать любовь к народному фольклору.
Ход: Чтение сказок и рассматривание иллюстрации.
3. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Курочка - пеструшечка» (по потешке).
Цель: развивать умение узнавать и сравнивать животных и птиц на картинках, используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподражанию голосам животных и птиц, формировать гуманное отношение к ним.
Ход: Воспитатель показывает картинки с изображением курочки и цыплят. Звукоподражание с детьми - курочки и цыплят. Чтение потешки детям. Курочка их угощает водичкой - подносит ведерко каждому ребенку, а тот изображает что пьет. Оставить детям картинки и игрушки для свободного пользования и обыгрывания.
Социально - коммуникативное развитие.
1. Русские народные игры: «Хоровод», «Коза», «Каравай».
Цель: обогащать представления детей о персонажах русского народного творчества; развивать игровые действия, мелкую моторику.
Хоровод.
Собрались матрешки,
Поиграть немножко.
По кругу ходили,
Хоровод водили (ходьба по кругу за воспитателем).
«Коза» мелкая моторика рук
Проговаривать слова и движения рук за воспитателем.
2. Игры с народной сборно-разборной игрушкой матрёшкой.
Цель: учить играть рядом, не мешая друг другу, объединятся в игре общей игрушкой, участвовать в несложной совместной деятельности.
Ход: Педагог ставит на стол матрешку. Ребенок учится открывать матрешку, доставая из неё другую, и правильно закрывать её, совмещая части рисунка.
3. Разрезные картинки: «Красавицы матрешки»
Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Ход: Матрешки из бумаги, поделенные на несколько частей. Дети собирают из отдельных частей, целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
4. Дидактические игры: «Напои матрешку чаем» :
Цель: побуждать детей различать основные цвета предметов и соотносить их по размеру, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимание.
Ход: Воспитатель накрыл стол скатерть, выложил на скатерть вырезанных из картона матрешек основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый, а так же кружки вырезанных из картона основных цветов. И ребенок находит каждой матрешке свою кружку по цвету.
Художественно-эстетическое развитие.
1. Раскраски «Матрешки»
Цели: познакомить детей с матрешкой, элементами росписи; развивать умение работать кистью, рисовать округлые формы; воспитывать чувство цвета, аккуратность.
Ход: Рассматривание расписной деревянной матрешки. Воспитатель раздает шаблоны с силуэтами матрешек, предлагает самостоятельно раскрасить своих матрешек. Применяя различные техники рисования. На выставке дети рассматривают готовые работы, какие матрешки у них получились.
2. Лепка - пластилинография «Слепи матрёшку» :
Цель: учить детей создавать образы матрешек, используя пластилин.
Ход: Воспитатель показывает детям, как нужно «раскрашивать» матрешку пластилином. Каждому ребенку выдается шаблон матрешки. Ребенок отщипывает кусочки и, скатывая их в кружочек, кладет на картон и прижимает его указательным пальцем руки на шаблон матрешки. Дети показывают, как нарядили своих матрешек.
3. Аппликация «Веселая матрешка»
Цель: закреплять умение наклеивания готовых форм, различать основные цвета жёлтый, красный цвет; прививать желание проявлять инициативу.
Ход: Рассматривание «Веселых матрешек», какие рисунки на красивых платьях. Перед детьми лежат силуэты матрешек из белого картона (с готовыми личиками) и разноцветные кусочки бумаги. Детям предлагается: украсить матрешек - наклеить на них кусочки цветной бумаги путем отрывания в форме любого узора. Готовые работы выставляются на выставку.
Физическое развитие.
1. П. И. «Гуси-гуси»
Цель: Обучение выполнению движений в соответствии со словами игры.
Ход: Взрослый (птичница) стоит на одном конце площадки, а дети (гуси) на противоположной.
Птичница говорит: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га.
Птичница: Есть хотите!
Гуси: Да-да-да.
Птичница: Идите ко мне!
«Гуси» бегут к «Птичнице. Раскинув руки - «крылья» в стороны, «клюют» воображаемые зернышки.
Затем «Птичница» говорит: Кыш! Ну, бегите в поле!
Дети бегут, помахивая ручками - «крыльями» на прежнее место.
Игра повторяется снова.
2. Игра: «По ровненькой дорожке»
Цель: Учить детей ходить в определенном направлении, менять скорость и направление движения, соблюдать ритмичный шаг, перешагивать через препятствия.
Ход: Воспитатель выкладывает на полу 3 дорожки, в конце каждой кладет обруч. Педагог идет по средней дорожке. держа за руки детей идущих по крайним дорожкам, читая стихотворение:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Когда взрослый вместе с детьми доходит до конца дорожек, со словами «в ямку - бух» они присаживаются в обручи.
3. Игра: «Матрешки заблудились»
Цель: Координировать движения, вызвать радость от игрового движения, соблюдать ритмичный шаг, перешагивать через препятствия.
Воспитатель ставит на коврик матрешки и расставляет различные препятствия (Дуги, кубики, коврики)
Ход: Педагог говорит детям : «Смотрите, матрешки заблудились». Они не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им. Сначала нужно пройти по мостику (коврикам). Потом перешагивать через камушки (кубики, А затем прелесть через воротца (дуги)». Каждый ребенок проходит через препятствия, берет матрешку и возвращается.
Вывод:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на разли
чные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую.) Использование различных форм работы по ознакомлению с русским народным творчеством позволило повысить уровень творческих способностей детей. В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой матрёшкой, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, к русской культуре через знакомство с потешками, русскими народными сказками. Дети стали обыгрывать потешки, народные игрушки и предметы промыслов, выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, разнообразие элементов росписи. С интересом слушают русские народные сказки, песенки, прибаутки, играют в народные игры. Полученные знания детьми о народной культуре, может быть достигнуто нравственное и патриотическое воспитание ребенка.