длроплр
Конспект занятия «В гости к бабушке-хозяйке»
▼ Скачать + Заказать документы
Провела: воспитатель ІІ КК
Киченкова С. С.
Борисоглебск
Цель:
Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки);
Объяснить назначение потешек;
Активизировать словарь детей: потешка, потешать, прибаутка;
Закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;
Воспитывать интонационную выразительность речи, формировать широкий словарный запас детей, используя русский народный фольклор. Развивать желание детей использовать потешки в своей речи.
Обогащение словаря: использование в речи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Публикация «Конспект занятия „В гости к бабушке-хозяйке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование: кроватки, куклы, игрушечная посуда, расчески, тазики с водой, полотенце.
Материал: юбка, платок, ткань, заготовки кукол, ножницы.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок;
Слушание русской народной музыки;
Знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;
Заучивание потешек.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть с дедушкой Молчком. Мы уже играли с ним. Дедушка Молчок – невидимка. Он появляется в комнате, когда становится тихо-тихо. Он очень добрый, любит детей, и, я думаю, он тоже захочет с вами поиграть. Позовем его?
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй дедушка Молчок.
Приходи к нам, помолчим,
Посидим и погрустим.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришел Молчок.
Не спугни его, смотри.
Ничего не говори. Тс-с-с…
Воспитатель: Ребята, дедушка Молчок шепнул мне, что приглашает нас в гости к своей хозяйке. Чтобы попасть к ней надо крепко - крепко зажмурить глаза и проговорить старинные волшебные слова:
Летела сова, веселая голова.
Она летела – летела,
На дубок села.
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела.
Пока дети произносят слова, воспитатель «превращается» в бабушку – хозяйку. (Накидывает платок, надевает юбку).
Бабушка – хозяйка : Здравствуйте, гости – дорогие! Я бабушка – хозяйка. Ждала вас сегодня в гости. Проходите, на житье – бытье мое поглядите. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками.
Бабушка – хозяйка : Знаете ли вы, что такое потешки? Это веселые стишки. Раньше мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки – потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В них используются нежные слова, красивые выражения. Вот послушайте такие потешки.
(Подхожу к девочке глажу ее по голове и приговариваю).
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка
Сиреневая веточка.
-Понравилась вам потешка?
-Какие ласковые слова вы заметили?
(Затем подхожу к мальчику, поглаживаю его и приговариваю).
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
-А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили? Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да, любим!
Бабушка – хозяйка : Вот и маленькие дети, которые не умеют еще ходить тоже любят, чтобы с ними поиграли.
Вот здесь лежат куклы – детки давайте с ними поиграем. Куклы – ваши детки, а вы мамы и папы. Все мамы и папы любят своих детей. Они целуют их, обнимают, ласково и нежно называют. Как ласково вас называют мамы?
Ответ детей.
Бабушка – хозяйка : Мамы хотят, чтобы их дети всегда были веселые, ели, спали, любили умываться, причесываться. Ребята, посмотрите наши детки проснулись, открыли глазки. Давайте с ними поиграем.
Тяги – тяги, потягушеньки,
На Катю поростушеньки
А в ручки хватушеньки
А в роток – говорунок,
А в головку – разумок.
А еще:
Тяги – тяги потягушеньки,
На сыночка поростушеньки,
Ты расти, расти, сынок
Как пшеничный колосок.
Дети вынимают кукол из кроватки. Хозяйка помогает.
Ой, ты моя маленькая,
Моя хорошенькая
Ты моя пригоженькая
Сейчас мы с тобой умоемся.
Бабушка – хозяйка : Ребята, что сейчас надо сделать? (Умыть).
-Правильно. Давайте подойдем к тазикам и умоем наших деток. Давайте намочим ладошку и умоем нашу Катю.
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
И еще:
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме, папе, улыбаемся.
Бабушка – хозяйка : Ребята, посмотрите какая Катя некрасивая, лохматая. Как вы думаете, что надо сейчас сделать? (Расчесать).
-Давайте пойдем и причешем нашу Катю. Посмотрите, у каждой Кати своя расческа.
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька до пят
Все волосоньки в ряд
Расти, коса, не путайся,
Маму и папу дочка слушайся.
(Любуемся куклой). Вот какая ты у меня красавица!
Глазки – бусинки,
Носик – пуговка,
Ротик – клюковка,
Дочка моя куколка!
Бабушка-хозяйка : Ребята, посмотрите мы наших деток умыли, причесали. А теперь как вы думаете, что надо сделать? (Накормить).
-Правильно, давайте пойдем и накормим.
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую
Мягкую, душистую
Напоила чаем
А теперь пойдем погуляем.
Бабушка - хозяйка : Давайте вытрем ротик Кате и пойдем погуляем.
Ой, дубок, дубок, дубок,
Скоро Катеньке годок
Катя, Катя, маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Бабушка - хозяйка : Посмотрите, а на дорожке сидит кошка.
Киска, брысь, киска, брысь,
На дорожке не садись,
Наша Катенька пойдет,
Через киску упадет.
(Кукла «падает» и «плачет»).
-Ребята, посмотрите наша Катя плачет. Что нужно сделать? (Взять на руки и пожалеть).
Не плач, не реви
У волка боли,
У зайца боли,
А у доченьки заживи.
Бабушка - хозяйка : вот мы и погуляли. Теперь нашим деткам пора спать. А что нужно сделать, чтобы они заснули? (Покачать, спеть колыбельную).
Баю – баюшки - баю
Не ложися на краю,
А то серенький волчок
Придет, схватит за бочок.
-Ребята, наши детки засыпают, давайте тише споем.
Баю – баюшки - баю
Не ложися на краю,
А то серенький волчок
Придет, схватит за бочок.
-Вот и уснула наша Катенька, давайте положим ее аккуратно в кроватку и накроем одеяльцем. А теперь можно и отдохнуть и поиграть. Подойдите все ко мне и встаньте в кружок. Повторяйте слова и движения за мной:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой (очертить большую голову)
Вот с такой бородой (показать руками)
Они не пили и не ели
На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (показать любое движение).
Бабушка – хозяйка : А вы помнете мы с вами делали кукол? А сейчас я вам предлагаю их одеть. Давайте сядем за стол. Посмотрите, какая у меня кукла – подружка (показываю образец). Она одета в юбку и платочек. Перед вами лежит ткань на нем нарисован кружочек, этот кружочек надо вырезать, сварачеваем ткань пополам и еще раз пополам и вот этот уголок (показываю) по линии срезаем. Вот и получилась юбка. А теперь надеваем юбку на куклу и завязываем ленточкой.
Теперь берем платочек и кладем его уголком к себе. Берем куклу, кладем головой на платочек и завязываем.
Ребята, послушайте в старину этих кукол не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, их берегли. Куколок разрешалось брать в гости. Дети брали их с собой спать.
Бабушка – хозяйка : Молодцы, ребята. Посмотрите, какие красивые получились у нас куколки. Давайте их положим в кроватку к своим деткам, чтобы проснувшись они могли с ними поиграть.
Тихо, куколка, сиди
Свою маму не буди.
Бабушка – хозяйка : Вам понравилось делать куколок? (Да). Ребята, дедушка Молчок шепнул мне на ухо, что пора вам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и произнесем волшебные слова:
Летела сова, веселая голова.
Она летела – летела,
На дубок села.
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела.
(Пока дети проговаривают слова, бабушка – хозяйка «превращается» в воспитателя).
Воспитатель: Ребята, а чем мы сегодня с вами занимались? Вам понравились игры дедушки Молчка? И мне понравилось с вами играть, давайте в следующий раз опять отправимся в гости к дедушке! А теперь всем гостям скажем До свидания.