Получи документы

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагогов «В гармонии с собой»

Шихахмедова Ася
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагогов «В гармонии с собой»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«Огонек»

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий

«В гармонии с собой»

Разработали:

Шихахмедова А. Ш., Самойлова И. В.

Пояснительная записка

Публикация «Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагогов „В гармонии с собой“» размещена в разделах

В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего напряжения и накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести модернизацию профессиональной педагогической деятельности на протяжении последних лет в связи с изменениями в законе «об Образования», требований ФГТ, а следом и ФГОС, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя, и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Актуальность

Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. Повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и следовательно к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоциональнонапряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога : появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

несоответствие результатов затраченным силам;

ограниченность времени для реализации поставленных целей;

неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

большие нагрузки;

ответственность перед начальством, родителями;

отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

процесс повышения квалификации педагога,

окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)

у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет или от 7 до 10 лет;

со стажем от 15 до 20 лет;

у педагогов с 10 летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);

со стажем от 1года до 3 лет

Цель: профилактика эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий

Задачи:

• Содействовать сплочению педагогического коллектива и преодоление психологических зажимов;

• Обучать интегративным техникам в процессе тренинговой работы;

• Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоление трудностей в совместной деятельности;

• Развивать эмпатию;

• Актуализировать личностный потенциал педагогов.

Оптимальное число участников группы 6-10 человек, поскольку это дает возможность представить разные точки зрения и позволяет составлять пары для выполнения упражнений. При большей численности группы участники, не склонные к самораскрытию, могут остаться без должного внимания, а при меньшей – возрастает на них нагрузка.

Новизна: Использование интерактивных технологий в психологических тренингах по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Практическая значимость программы заключается в составлении и подборе тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания.

Ожидаемые результаты внедрения программы :

• Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;

• Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

• Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

• Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.

• Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Программа состоит из 6 встреч

Каждая встреча проводятся в течение учебного года с сентября по май.

Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.

Структура каждой встречи определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия, основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).

Используемые методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием :

• игры, направленные на развитие социальной перцепции;

методы телесно – ориентированной терапии;

• элементы арт – терапии;

• музыкотерапия;

• сказкатерапия;

• игровые методы;

• пластилинотерапия.

Календарно – тематический план программы

№ Сроки Форма работы Техгологии Тема, задачи

1 сентябрь Диагностика Анкетирование Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;

Методика определения психологического климата в коллективе.

2 октябрь Тренинг «Создание ситуации успеха» «Созвездие личностей»

Содействовать сплочению педагогического коллектива и преодоление психологических зажимов

3 декабрь Игротренинг «Групповая проблемная работа» «Хорошо, когда ты рядом»

Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоление трудностей в совместной деятельности

4 февраль Тренинг «Ролевая игра» «Я всегда буду рядом»

Развивать эмпатию педагогов посредством сказок

5 апрель Мозговой штурм «Педагог-педагог» «Решение есть»

Актуализировать личностный потенциал педагогов

6 май Диагностика

Круглый стол Анкетирование

«Звездный час» Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;

Методика определения психологического климата в коллективе

«Плечом к плечу»

Снять психологическое напряжение и актуализировать творческий ресурс педагогов.

Памятка педагогу

Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;

Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;

Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;

Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.

Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;

Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.

Памятка педагогу

Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;

Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;

Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;

Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;

Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;

Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;

Использовать возможность выступить с речью;

Следите за питанием и фигурой;

Позволяйте себе «маленькие женские радости»;

Не забывайте, что вы красивы.

Публикации по теме:

Акция «Уютный дом пернатым друзьям»Акция «Уютный дом пернатым друзьям» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» г. Дубны Московской области.

Профилактика профессионального выгорания в современной системе образованияПрофилактика профессионального выгорания в современной системе образования В нашем дошкольном учреждении большая роль отводится профилактике профессионального выгорания у педагогов. Работа в данном направлении реализуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагогов «В гармонии с собой»
Опубликовано: 22 декабря 2014 в 22:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагогов «В гармонии с собой»» (включая файлы) размещена пользователем Шихахмедова Ася в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД