Шихахмедова Ася
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагогов «В гармонии с собой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Огонек»
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий
«В гармонии с собой»
Разработали:
Шихахмедова А. Ш., Самойлова И. В.
Пояснительная записка
Публикация «Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагогов „В гармонии с собой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего напряжения и накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести модернизацию профессиональной педагогической деятельности на протяжении последних лет в связи с изменениями в законе «об Образования», требований ФГТ, а следом и ФГОС, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя, и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Актуальность
Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. Повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и следовательно к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога : появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
Причины возникновения СЭВ у педагогов
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
несоответствие результатов затраченным силам;
ограниченность времени для реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
большие нагрузки;
ответственность перед начальством, родителями;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
процесс повышения квалификации педагога,
окончание учебного года.
Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)
у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет или от 7 до 10 лет;
со стажем от 15 до 20 лет;
у педагогов с 10 летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
со стажем от 1года до 3 лет
Цель: профилактика эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий
Задачи:
• Содействовать сплочению педагогического коллектива и преодоление психологических зажимов;
• Обучать интегративным техникам в процессе тренинговой работы;
• Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоление трудностей в совместной деятельности;
• Развивать эмпатию;
• Актуализировать личностный потенциал педагогов.
Оптимальное число участников группы 6-10 человек, поскольку это дает возможность представить разные точки зрения и позволяет составлять пары для выполнения упражнений. При большей численности группы участники, не склонные к самораскрытию, могут остаться без должного внимания, а при меньшей – возрастает на них нагрузка.
Новизна: Использование интерактивных технологий в психологических тренингах по профилактике эмоционального выгорания педагогов.
Практическая значимость программы заключается в составлении и подборе тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания.
Ожидаемые результаты внедрения программы :
• Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;
• Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
• Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
• Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
• Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
Программа состоит из 6 встреч
Каждая встреча проводятся в течение учебного года с сентября по май.
Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.
Структура каждой встречи определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия, основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).
Используемые методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.
В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием :
• игры, направленные на развитие социальной перцепции;
• методы телесно – ориентированной терапии;
• элементы арт – терапии;
• музыкотерапия;
• сказкатерапия;
• игровые методы;
• пластилинотерапия.
Календарно – тематический план программы
№ Сроки Форма работы Техгологии Тема, задачи
1 сентябрь Диагностика Анкетирование Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;
Методика определения психологического климата в коллективе.
2 октябрь Тренинг «Создание ситуации успеха» «Созвездие личностей»
Содействовать сплочению педагогического коллектива и преодоление психологических зажимов
3 декабрь Игротренинг «Групповая проблемная работа» «Хорошо, когда ты рядом»
Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоление трудностей в совместной деятельности
4 февраль Тренинг «Ролевая игра» «Я всегда буду рядом»
Развивать эмпатию педагогов посредством сказок
5 апрель Мозговой штурм «Педагог-педагог» «Решение есть»
Актуализировать личностный потенциал педагогов
6 май Диагностика
Круглый стол Анкетирование
«Звездный час» Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;
Методика определения психологического климата в коллективе
«Плечом к плечу»
Снять психологическое напряжение и актуализировать творческий ресурс педагогов.
Памятка педагогу
Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.
Памятка педагогу
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;
Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;
Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;
Использовать возможность выступить с речью;
Следите за питанием и фигурой;
Позволяйте себе «маленькие женские радости»;
Не забывайте, что вы красивы.