Лучший педагог года

Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю

Галина Ананьева
Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы

"Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная и сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребёнок осваивает многовековой опыт человечества. Овладевая речью, дети получают стимул к познанию окружающего, к пониманию норм человеческих отношений, к возможности найти собственное место среди сверстников, среди взрослых. Величайший творец и педагог – народ создал множество потешек, песенок, сказок для эмоционального контакта с ребёнком. Устное народное творчество, являясь ценной частью народной культуры, раскрывает истинные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности и художественные вкусы. Устное народное творчество, включающее в себя разные жанры: сказки, потешки, пословицы и поговорки, частушки, загадки и др. ,- это неоценимое богатство каждого народа, показатель его способностей и таланта. Оно представляет собой особый вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, представляет одновременно материальную и духовную культуру, концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. А это очень важно для развития гражданственности и патриотизма у дошкольников. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и в наиболее полном объеме было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности. Рассматривая значение различных жанров произведений устного народного творчества, можно отметить, что огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, наши малыши испытывают те или иные чувства, переживают вместе с полюбившимися героями. Наверняка, нет ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются и видят, как то, или иное поведение приводит к определенным результатам: хорошие поступки награждаются, а плохие часто наказываются. Так, в сказке “Морозко”, дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость. Иван-царевич в сказке “Царевна-ля-гушка” сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке, а они за это помогают ему освободить Василису Прекрасную. И наоборот, ленивицу Морозко сурово наказывает, а девочке-привереднице в сказке «Гуси-лебеди» пришлось преодолеть много трудностей, чтобы спасти братца. Очень важно для детей, чтобы в сказке герой, олицетворяющий добро, был всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличает ум, красота, решительность, готовность к подвигу. Вот почему дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту любовь из мира сказок в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главные истины человеческой жизни, понимать сущность заключенной в сказке морали, морали, по законам которой им предстоит жить. В. П. Аникин указывал, что ’’сказки - нравственный кодекс народа, их герои - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека” Кроме этого, сказки учат дошкольников правилам общения людей друг с другом. Вежливое обращение, высказывание просьбы, уважительное отношение к старшим, нежное к матери (“поклонимся в пояс”, ”ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила”, “Здравствуй, кумушка, хлеб да соль“ и “маменька, матушка“ помогают детям усвоить нормы общения и поведения в обществе. Сказки важны не только в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников, но и в познавательном отношении. Они знакомят детей с историей земли русской, с традициями и обычаями русского народа. Из сказок дети получают представления и о русской национальной одежде прошлых времен: пышные длинные юбки да сарафаны, холщовые рубахи и лапти у бедных; плисовые штаны, жакеты из бар-хата, отделанные собольим мехом, и нарядные кокошники у богатых. В сказках отражается борьба народа с угнетением и насилием. Будь то коварство Кощея‘ или посягательство на засеянные крестьянами поля Дракона. Герой сказки мужественно и до конца борется с нечистью, и все это во имя правды и справедливости, во имя человека и своей родной земли. У детей, понявших это, впервые зарождается чувство Родины, стремление защищать и оберегать ее. Из многих сказок, будь то волшебные или бытовые, дети узнают чем занимались люди в прошлые времена. И, что бы наши далекие предки не делали: сеяли рожь, мололи муку, пекли хлеб в русской печи, ткали и пряли., во всем проявляли огромное трудолюбие. Во многих сказках о животных, где действия и поведение людей воплощены в образах животных, отражается важная мысль: каждый должен добросовестно делать то, что он хорошо умеет делать и что принесет больше пользы другим (“ Крылатый, мохнатый, масляный”). В иных сказках наряду с осмеянием человеческих пороков внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц и зверей. Такие сказки приучают к образному восприятию самой действительности, воспитывают видение богатства, многообразия окружающего мира, интерес к нему. Начатый с первых лет разговор о близких людях, о природе родного края постепенно закладывает основы для формирования чувств патриотизма, любви к родному краю. Народ показывает ребёнку, что сила в единстве. Даже зайцы сильны, когда они вместе, и домашние животные от волков могут отбиться, коли действуют сообща: «Почему у зайца губа рассечена», «Зимовье зверей». Стремясь пробудить у детей любознательность, догадливость, умение наблюдать, народ в сказках показывает причинность природных явлений иносказательно, порой в виде шутки: «Почему у месяца нет платья», «Снег и заяц», «Самый красивый наряд на свете». У детей возникает много «почему» и потребность эту надо всячески поддерживать. Чёткость образов в сказках, занимательность сюжетов, эмоциональность рассказа, точность, выразительность языка делают воздействие сказок сильным, но многое зависит и от того, как они будут прочитаны, насколько наше проникновение в текст окажется глубоким и рассказчик правильно передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и образы персонажей, и своё отношение к описываемым событиям. Дети чутко реагируют на интонации, мимику, жесты. Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение – рассказывая так, словно сам был участником событий или наблюдал их. Немаловажную роль в формировании личных качеств ребенка и его гражданских чувств играют пословицы и поговорки. В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание. В пословицах и в поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представлению о своем месте на земле. К. П. Успенский высоко ценил воспитательное значение пословиц : ’’Наши пословицы важны тем, что в них, как в зеркале, отрази-лась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем так нельзя ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц”. Пословицы и поговорки - особый вид устного народного творчества, веками шлифовавшегося и впитавшего в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они невелики по объему, но емки по смыслу: ’’Мал золотник, да дорог“, ’’Волков бояться - в лес не ходить”, “Долг платежом красен” и др. Для воспитания у дошкольников любви к Родине широко используются такие пословицы, как “Родимая сторона - мать, а чужая- мачеха”, “За морем теплее, а у нас светлее44, “Москва всем городам мать”. Такие пословицы оказывают огромное влияние на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения. Многие пословицы и поговорки посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать : ”Не учи безделью, а учи рукоделию”, “Ученья корень горек, да плод сладок”, “Ученье свет, а не ученье - тьма”. Пословицы и поговорки очень точно показывают особенности труда и быта, прежде всего крестьянского: “Пашню пашут - там руками не машут”, “Жнут поле в пору”. Многие пословицы и поговорки, возникнув под влиянием впечатлений от работы на земле, зафиксировали некоторые предметы, показывающие наблюдательность земледельца: ’’Овсы и льны в августе смотри”, “Зима красна снегом, а осень хлебом”. Таким образом, обращение к пословицам и поговоркам, посвященным труду и трудовому человеку, у дошкольников формирует положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека. Пословицы и поговорки по своей сути очень поучительны. Бичуя людские пороки и, наоборот, восхваляя положительные их качества и добродетели, они учат тем самым наших малышей любить Родину, ценить дружбу, воспитывают в детях трудолюбие и такие ценные личные качества, как правдивость, честность, ответственность, смелость и т. д., которые отличают настоящего гражданина. Другим, не менее важным средством для решения воспитательных, познавательных, а также развивающих задач, являются загадки. Загадка одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающие его от других, и по которым необходимо его правильно определить через сравнения с отдаленно сходными: ’’Без рук, без ног, а рисовать умеет”, “По горам, по долам ходит шуба да кафтан”. Мысль в загадке выражается не открыто и прямо, а переносно, причем в иносказательной форме. И что бы дойти до смысла, заложенного в загадке, важно быть очень сообразительным, догадливым, способным преодолеть немалые создаваемые загадкой трудности логического порядка и обладать, по мнению С. Г. Лазутина, довольно ’’развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением”. Отгадывание загадок требует от ребенка внимательного наблюдения предметов и явлений, четких представлений, понятий обо всем том, что непосредственно окружает его в жизни. А это в свою очередь связано с умением сравнивать, сопоставлять те или иные объекты окружающей действительности, выделять в них общее и в то же время характерное лишь для одного предмета или явления. Кроме того, загадки способствуют развитию умственной ак-тивности. Ю. Т. Илларионова так определяет значение загадки в развитии детского ума: ’’Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения”. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок, вызывают у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений. Этот вид устного народного творчества, заключает в себе широкий круг сведений о различных предметах, событиях окружающей жизни, будь то загадки о растительном и животном мире или явлениях природы, знания о которых дети получают, изучая темы, такие например, как ’’Домашние животные”, ’’Перелетные птицы”, “Лес”, “Ягоды”, ” Грибы” и др. Также предметность и конкретность загадки заставляет ребенка задуматься над вопросами: что из чего сделано? для чего используется? на что похоже? и т. п., подводя тем самым к пониманию сущности предмета или явления. Загадки - словно поэзия, соединенная с игрой ума, и умением мыслить образами, мыслить поэтически. Вот почему соприкосновение с загадкой вызывает определенные эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью созданных в ней образов, например:

Публикация «Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю» размещена в разделах

Я как песчинка мал,

А землю покрываю.

Я из воды, а с воздуха летаю.

Как пух лежу я на полях,

И, как алмаз, блещу при солнечных лучах.

Ю. Г. Илларионов эстетическое значение загадок видит в том, что они привлекают детей сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение, что в свою очередь обогащает словарь самих дошкольников, способствует развитию их речи и формирует чувство языка. Песенки русского народа, творца русского языка, открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания русской речи и характерную для неё выразительность, образность. Большинство потешек, песенок создавалось в процессе труда в природе, в быту. Отсюда такая чёткость, ритмичность, краткость, выразительность их. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти миниатюры, в которых народную философию, народный опыт удалось воплотить в поэтические образы такой выразительности, придать песенкам такую простоту и мелодичность звучания, что дети, играя, запоминают эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.

Не прямая мораль, но чёткая направленность звучит в народных песенках, адресованных и самым маленьким («Сорока-сорока», «Сорока белобока», «Кисонька-мурысонька» и т. д.) и более старшим детям («Берёза, моя берёзонька», «Ты рябинушка раскудрявая»). Создавались песенки не только для того, чтобы позабавить малыша, но и пробудить у них любовь к родному краю, человечность, интерес и уважение к труду, уметь ценить поэтическое, образное, меткое слово и пользоваться его богатством и выразительностью; показать различные интонации: от ласкового уговаривания: «Вставай, мой Юрочка», «Сделай маленький шажок» до острой шутки, сатирического диалога: «Братцы, братцы, я медведя поймал!», «Ты пирог съел?»; богатство стихотворных форм, размеров: от максимально точной рифмы, чё ткого ритма песенок: «Наша Маша маленька», «Солнышко-вёдрышко» - до белого стиха: «Берёза, моя берёзонька, берёза моя белая, берёза кудрявая», - до стихотворной сказки «Как у бабушки козёл». Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. В наше время особенно важно начать с детских лет воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства, способствовать самостоятельно думать над ним. Это пробуждает в ребёнке творческое начало, формирует эстетическое восприятие мира

Таким образом, приобщение дошкольников к богатейшему культурному наследию своего народа, позволяет с успехом решать не только нравственно - эстетические задачи и обогащать их представления об окружающем мире, пополнять знания об историческом прошлом русского народа, но и позволяет влиять на развитие личности ребенка в целом, формировать в нем такие качества, как любовь к Родине и своему народу.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю
Опубликовано: 26 мая 2020 в 20:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ананьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД