Юлия Смирнова
«Успешный я в успешном мире». Социально-коммуникативное развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка – это процесс умственного, физического, социального и эмоционального воспитания, во время которого ребенок или подросток подготавливается к жизни в соответствии с общественными нормами и законами.
Процесс воспитания, точнее, его конечный результат можно рассматривать, как формирование у воспитанника способности самостоятельно удовлетворять свои главные жизненные потребности, обеспечивать самозащиту от неблагоприятных явлений среды, осознавать себя в полной мере личностью, быть юридически и социально компетентным. Можно сказать, что воспитание – это путь к социализации личности в двух планах: адаптации (вхождение в социум) и самоопределения в социуме.
Публикация «„Успешный я в успешном мире“, Социально-коммуникативное развитие детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социально – коммуникативное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, в процессе их присвоения и сотворения. В нем и приобщение к культуре, как системе открытых проблем, ее освоение и созидание связаны с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции.
Смысл успешного социально – коммуникативного развития может раскрываться через творческую социализацию и индивидуализацию, опосредующую сотворение человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия, в которой важны не только и не столько познание и усвоение «готовых» социокультурных ценностей, сколько становления универсальных человеческих способностей, обеспечивающих культуротворчества и прогрессивного развития социума (Л. С. Выготский).
Социально – коммуникативное развитие – результат «врастания» ребенка в культуру (Л. С. Выготский, подлинного культуроосвоения и культуротворчества. Ребенок не только присваивает, но и творит культуру: не в виде новых вещей и идей, а в виде новых социальных способностей, к которым относятся творческое воображение, способствующее прогнозированию ситуаций социального взаимодействия, ориентация на позицию другого человека, нормативная регуляция, элементы рефлексии, эмоциональная идентификация, социальный опыт, уважительное и бережное отношение к достояниям культуры.
Социально – коммуникативное развитие детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями. Общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур
В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В ст. 20 конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Основной задачей воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является достижение степени социально-психологической адаптации, которая позволила бы успешно приспособиться к социально-психологическим, экономическим требованиям современного общества.
Воспитание и образование детей-сирот остается актуальной социальнопедагогической проблемой.
Многие авторы, психологи, педагоги подчеркивают своеобразие и специфику развития ребенка в условиях детского дома.
Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь, такие как:
o отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т. п. ;
o трудности в общении – там, где это общение свободно, где требуется строить отношения;
o несформированность потребности и способности трудиться; o иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
o отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;
o недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем самосознания, сниженной собственной активностью;
o отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которых большинство из них происходит. Специфическая групповая субкультура низкого уровня;
o плохое состояние здоровья.
Как показывает опыт работы психологов, педагогов и социальных педагогов детских домов, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения.
Достаточно часто детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщенны. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это может способствовать ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Таким образом, ограниченность жизненного опыта, интеллектуальные нарушения, социальная депривация значительно затрудняют процесс формирования социально – коммуникативного развития и социального воспитания. Следовательно, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к решению вопросов социальной адаптации может быть более эффективна через формирование социально – коммуникативного развития и социального воспитания, посредством конкретного опыта.
Психологический механизм формирования жизненного опыта личности, складывается не только из воспитательных мероприятий, но формируется на основе практического опыта в каждодневных ситуациях.