Ольга Крицина
Конспект занятия «Унылая пора! Очей очарованье!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Беседа об осени. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить детям название осенних месяцев, уточнить знания о других временах года. Учить слушать музыку об осени, определять ее характер и настроение в связи с изменениями в природе. Учить соотносить описание природы в стихах или в грозе с определением времени года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Публикация «Конспект занятия „Унылая пора! Очей очарованье!“» размещена в разделах
Материал: картины с изображением осенних, труда людей осенью, перелета птиц, погодных явлений. Пластинка П. И. Чайковский «Времена года». Для дидактической игры «Какое время года» - сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход занятия
Воспитатель приносит детям картину с изображением осеннего пейзажа и предлагает внимательно рассмотреть ее и ответить, какое время года на ней изображено.
Вопросы воспитателя:
- Какие времена года вы еще знаете? (назвать их в определеной последовательности).
- Какие осенние месяцы вы знаете? (Назвать их в определенной последовательости).
- Ребята, а вам нравиться осень?
- А скажите, по каким признакам, приметам вы определили, что на этой картине изображена именно осень, а никакое другое время года?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть еще несколько картин об осени с изображением погодных явлений, перелета птиц, подготовки животных к зиме, труда людей в саду, поле, на огороде.
Вопросы:
- Какие приметы осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья).
- Как называется это явление? (Листопад) (Это сложное слово, в нем спрятались два простых, маленьких слова: листья, падают).
- Какого цвета листья бывают осенью? (Золотые багряные, пурпурные).
- Осенью идут очень частые дожди. Какие дожди бывают осенью? (Мелкие холодные, моросящие, грибные).
- Что вы можете сказать о птицах?
- Что происходит с днем и ночью? (Дни становятся короче, а ночи - длиннее).
- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме).
- Чем занимаются осенью люди? (Собирают урожай).
- Очень хорошо, ребята! Вы посмотрели на картину, сами вспомнили об осени. А как вы думаете, осень – это веселое или грустное время года? (Грустное).
- А почему? Потому что природа как бы замирает. Прощается с яркими красками лета. Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин писал об осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- Сейчас мы с вами послушаем музыку великого русского композитора П. И. Чайковского «Времена года». Когда вы будете слушать, то закройте глаза и представьте себе все то, о чем мы с вами сегодня говорили. А когда прослушаем музыку, вы мне расскажете, что вы услышали.
Воспитатель слушает ответы детей, помогает им ответить:
- Всем вам стало грустно, а сейчас я попробую вас развеселить – поиграем в игру «Какое время года».
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: «Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»
Читает текст загадки, дети отгадывают, показывает картинку.
Загадки
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня … зима
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … лето
Я раскрываю почки.
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна,
Зовут меня … весна
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … осень
Игра «Что за чем следует?»
- Какое время года следует за летом? За осенью?
Пальчиковая гимнастика
Наши пальцы играют на фортепиано
Наши пальцы играют на аккордионе.
Наши пальцы играют на скрипке.
Наши руки дирижируют.
Я – дирижер, а вы – оркестр.
(Слова воспитателя сопровождаются движением пальцев и рук).
Летом я люблю…
Осенью я люблю…
Зимой я люблю…
Весной я люблю…
Составление предложений по картинке на тему «Осень» с ключевыми словами: багряный, золотой, пурпурный, мелкий, холодный, моросящий.
Игра «Будь внимателен»
- Я назову разные слова, а вы встанете тогда, когда услышите слово, имеющее отношение к школьным принадлежностям.
Воробей, шапка, окно, ветер, осень, жизнь, тетрадь…
- А теперь встаньте, когда услышите слова, относящиеся к осени (осенним явлением природы) : мышь, курица, ромашка, земля, лошадь, грибы, дождь…
- Сегодня мы вспомнили красивое время года – осень.