Леощенко Татьяна Сергеевна
Консультация для родителей «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальцы помогают говорить» М. Монтессори
Как приятно родителю, когда у ребенка умелые пальчики : ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ребенок еще и правильно говорит – приятно вдвойне. Почему именно пальчиковая гимнастика стимулирует речь? Какую роль играют пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?
Публикация «Консультация для родителей „Умные пальчики“» размещена в разделах
Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Именно семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения. Только вместе мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Речевое развитие является одним из важнейших этапов развития ребенка. Как же помочь ребенку, как с ним общаться и играть, как и чему учить, чем занять? Давайте попробуем вместе помочь детям в речевом развитии и займемся пальчиковыми играми, упражнениями.
На Руси испокон веков были распространены пальчиковые игры, такие как, «сорока-ворона», «ладушки-ладушки», «коза-дереза» и много других. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», и т. д. Большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки и игры, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук.
Упражнения-игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут выполнятся в любом месте - на улице, дома, в очереди.
С детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти лучше выполнять следующие виды деятельности:
- «пальчиковый театр»;
- народные игры;
- выкладывание узоров из мелких камешков, круп;
- вязание, шитье, вышивание;
- завязывание и развязывание узелков;
- застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
- лепка из глины или пластилина;
- нанизывание бус, бисера, пуговиц
- перематывание цветных клубочков ниток;
- складывание из кубиков домиков, машинок и т. п. ;
- собирание мозаики по возрастающей сложности;
- собирание пирамидки, матрешки;
- узнавание предметов на ощупь.
Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.
Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять.
Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Умелыми пальчики становятся не сразу. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Многократное повторение игр станет радостным, интересным и даст положительные результаты, особенно когда с малышом занимаются самые главные люди в его жизни – мама и папа.