Плахотина Наталья Геннадьевна
Консультация «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
(развитие тактильной памяти у детей с помощью «специальных дощечек»)
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно говоря, тянутся тончайшие
нити – ручейки, которые питают источник творческой нити,
другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Темочки:
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и, в свою очередь, включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.
Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Известный психолог, профессор Д. Б. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный.
Считается, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче картинки, тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, следует учитывать её при организации эффективного развития памяти ребёнка — проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал.
Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.
Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т. д.
Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности. Ребенок прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности… Что он почувствовал? В этот момент он сравнивает различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять и разграничивать окружающие его предметы и явления, т. е наиболее успешно мыслить.
В работе с дошкольниками я использую тактильные дощечки. Привлекательность этой идеи состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.
Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.
Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.
Цель этой работы: развитие восприятия окружающего мира, развитие связной речи, воображения, фантазии, формирование умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Изготовить тактильные дощечки очень просто, главное – дощечка не должна быть больше детской ладошки. Первые дощечки делала на картоне, а сейчас - на кусочках МДФ. Чем современнее материал, тем дольше прослужат дощечки. На дощечки наклеила различные крупы, кусочки кожи, меха, зубочистки и т. д.
Условия работы с тактильными дощечк ами
Работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами. Педагог осуществляет постоянный контроль за правильностью выполнения задания, по возможности дифференцирует его с учётом психофизического развития ребёнка.
Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь, сверху они оклеены соответствующим материалом, снизу имеют порядковый номер от 1 до 10. Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные; оптимальный размер дощечек — 6 12 см, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой. Располагать их можно как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.
Начинать работу желательно с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10. При успешном выполнении заданий с десятью дощечками, количество увеличивается в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Если ребёнку сложно выполнять задания с закрытыми глазами, педагог использует экран (30х40 см, который удерживает на уровне груди ребёнка, чтобы исключить возможность подсматривания. К каждой тактильной дощечке необходимо подобрать набор предметных картинок.
Работа с «тактильными дощечками» проводится в 3 этапа.
1. На первом этапе дети знакомятся с дощечками, вводятся в активный словарь прилагательные, характеризующие качества и учатся группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений, используются такие приёмы, как
• Тактильное обследование окружающих предметов с названием качества поверхности
• Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами
• Обучение приёмам обследования
• Нахождение дощечки по описанию
• Описание заданной дощечки.
На этом этапе работа проводится как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.
2. На втором этапе работы ставится цель: учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. Здесь даются детям задания:
• Найди такую же дощечку
• Разложи дощечки по степени гладкости их поверхности
• Найди дощечку, похожую на котика
• Ответь на вопросы: Какое животное напоминает дощечка?
• Какую вещь? Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?
• Найди самую «злую» дощечку, самую «добрую», «грустную». Почему ты так считаешь?
• Разложи дощечки по сюжету.
3. На третьем этапе работы учим детей уже составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, просим давать оценку своему эмоциональному состоянию. Здесь используются такие приёмы, как:
• Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей, т. е. по ходу рассказа дети выкладывают друг за другом дощечки.
• Следующий приё м: воспроизведение рассказов по уже выложенным дощечкам.
• Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».
• И, наконец, дети составляют рассказ о себе, определяя свои качества «тактильными дощечками».