Папки-передвижки

Консультация «Умные пальчики» (1 фото)

Плахотина Наталья Геннадьевна
Консультация «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы

УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

(развитие тактильной памяти у детей с помощью «специальных дощечек»)

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках

их пальцев. От пальцев, образно говоря, тянутся тончайшие

нити – ручейки, которые питают источник творческой нити,

другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация „Умные пальчики“» размещена в разделах

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и, в свою очередь, включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Известный психолог, профессор Д. Б. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный.

Считается, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче картинки, тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, следует учитывать её при организации эффективного развития памяти ребёнка — проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т. д.

Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности. Ребенок прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности… Что он почувствовал? В этот момент он сравнивает различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять и разграничивать окружающие его предметы и явления, т. е наиболее успешно мыслить.

В работе с дошкольниками я использую тактильные дощечки. Привлекательность этой идеи состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Цель этой работы: развитие восприятия окружающего мира, развитие связной речи, воображения, фантазии, формирование умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Изготовить тактильные дощечки очень просто, главное – дощечка не должна быть больше детской ладошки. Первые дощечки делала на картоне, а сейчас - на кусочках МДФ. Чем современнее материал, тем дольше прослужат дощечки. На дощечки наклеила различные крупы, кусочки кожи, меха, зубочистки и т. д.

Условия работы с тактильными дощечк ами

Работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами. Педагог осуществляет постоянный контроль за правильностью выполнения задания, по возможности дифференцирует его с учётом психофизического развития ребёнка.

Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь, сверху они оклеены соответствующим материалом, снизу имеют порядковый номер от 1 до 10. Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные; оптимальный размер дощечек — 6 12 см, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой. Располагать их можно как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.

Начинать работу желательно с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10. При успешном выполнении заданий с десятью дощечками, количество увеличивается в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Если ребёнку сложно выполнять задания с закрытыми глазами, педагог использует экран (30х40 см, который удерживает на уровне груди ребёнка, чтобы исключить возможность подсматривания. К каждой тактильной дощечке необходимо подобрать набор предметных картинок.

Работа с «тактильными дощечками» проводится в 3 этапа.

1. На первом этапе дети знакомятся с дощечками, вводятся в активный словарь прилагательные, характеризующие качества и учатся группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений, используются такие приёмы, как

• Тактильное обследование окружающих предметов с названием качества поверхности

• Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами

• Обучение приёмам обследования

• Нахождение дощечки по описанию

• Описание заданной дощечки.

На этом этапе работа проводится как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

2. На втором этапе работы ставится цель: учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. Здесь даются детям задания:

• Найди такую же дощечку

• Разложи дощечки по степени гладкости их поверхности

• Найди дощечку, похожую на котика

Ответь на вопросы: Какое животное напоминает дощечка?

• Какую вещь? Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?

• Найди самую «злую» дощечку, самую «добрую», «грустную». Почему ты так считаешь?

• Разложи дощечки по сюжету.

3. На третьем этапе работы учим детей уже составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, просим давать оценку своему эмоциональному состоянию. Здесь используются такие приёмы, как:

• Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей, т. е. по ходу рассказа дети выкладывают друг за другом дощечки.

• Следующий приё м: воспроизведение рассказов по уже выложенным дощечкам.

• Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

• И, наконец, дети составляют рассказ о себе, определяя свои качества «тактильными дощечками».

Консультация «Умные пальчики»
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Умные часы»Дидактическая игра «Умные часы» Авторская дидактическая игра «Умные часы» История создания игры. Пособие создавалось в рамках работы над мини-проектом «Какую пищу можно.

Дидактическая игра «Умные кубики»Дидактическая игра «Умные кубики» Для создания этой игры мне потребовались обычные пластиковые кубики, скотч, ножницы, и картинки с изображением транспорта (их я скачала.

Дидактическая игра «Умные пальчики»Дидактическая игра «Умные пальчики» Цель: стимулирование речевой активности детей раннего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики рук, логического мышления, памяти,.

Дидактическое пособие «Умные часы»Дидактическое пособие «Умные часы» Цель: Формировать представления детей об определении времени по часам. Задачи: *Познакомить детей с циферблатом часов. *Закрепить счет.

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в старшей группе «Наши умные пальчики» Задачи: формировать умения детей выполнять массаж пальцев рук, используя стихотворный игротренинг, закреплять знания частей тела; способствовать.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Фотоотчет о Дне библиотек «Умные книжки»Фотоотчет о Дне библиотек «Умные книжки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! Что нужно для счастья детям? Солнце на всей планете, Мячик и плюшевый мишка.

Проект «Умные каникулы». ВидеообзорПроект «Умные каникулы». Видеообзор Умные каникулы для дошкольников. В дни школьных каникул с 21 по 25 марта в детских садах нашего города развернулась бурная образовательная.

Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 летПроект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет Название проекта: «Умные пальчики». Автор: воспитатель МБДОУ№25 «Русалочка» Ким Сун Бок Участники проекта: дети 3-5 лет, воспитатель, родители,.

Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рукУголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Умные пальчики»
Опубликовано: 27 января 2022 в 10:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Умные пальчики»» (включая файлы) размещена пользователем Плахотина Наталья Геннадьевна (УИ 71478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД