Любовь Будажаповна Баирова
Конспект занятия по развитию речи «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Тема: звук – слог – слово – предложение – рассказ.
Цель: активизировать словарь по теме «Весна», развивать связную речь, формировать звукообразный анализ и синтез, совершенствовать навык письма и чтения.
Оборудование: доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме лепестков ромашки, предметные картинки, наборное полотно, снежинки, буквы, магнитофон, пианино.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход занятия
На доске графическая схема будущего кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему кроссворда.
1. Игра «Разноцветный сундучок» (составление слова по первым звукам названий картинок).
Картинки: ваза, ель, снежинка, ноты, аист.
Логопед: Я картинку положила
В разноцветный сундучок
Ну-ка Оля (Миша, Катя,
Загляни,
Вынь картинку назови.
Дети выкладывают картинки. Получилось слово: «Весна» первое слово кроссворда. Рассказы о весне, пословицы, поговорки.
2. Игра «Скажи наоборот» (деление слов на слоги).
Ребенок называет слово – антоним, делит его на слоги, хлопает в ладошки столько раз, сколько в слове слогов. Последнее слово (солнышко) – второе слово кроссворда. Загадка о солнышке:
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает.
Рассказы детей о весеннем солнышке.
3. Загадка: Висит за окошком кулек ледяной
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Предложить рассказать о сосульке. Сосулька – третье слово кроссворда.
4. Игра «Слово рассыпалось» (составление слов из слогов).
На наборное полотно выставляются карточки со слогами. Расставляя в нужном порядке слоги, детям надо составить слово.
Слоги: ка вет
ва тра
пель ка
Последнее составленное слово капель – четвертое слово кроссворда. Рассказы детей о капели.
5. Игра «Снежинки» «Кто здесь лишний?» (послоговое чтение).
Весенняя погода изменчива. Тихо падают снежинки. Звучит музыка. Поговорка: «Весна да осень – на дню погод восемь».
Снежинки, с одной стороны – картинка, с другой – название, написанное печатными буквами. Снежинки разложены на полу в форме круга шрифтом вверх. Ребенок берет снежинку, читает слово, затем переворачивает снежинку и сравнивает прочитанное с изображением с ней. Из прочитанных снежинок рядом выкладывается другой круг иллюстрациями вверх. Дети определяют лишнее слово. Это слово «лужа» - пятое слово кроссворда. Слова на снежинках – сугроб, снег, мороз, вьюга, снежинка, лужа, снегопад, зима.
6. Загадка: Мы с пеною проносимся
Мы брызгаем и просимся
Вперед, вперед, вперед!
Мы с бульканьем и шепотом
С журчанием и хохотом
Бежим, бежим, бежим. (Ручьи)
Придумать слова-действия: «Что делают ручьи?» (журчат, бурлят, звенят, текут, проносятся, булькают, бегут несутся).
Слушание музыки: журчание ручья. Как скажем про маленький ручей? (Ручеек).
Кто больше всех назовет слова-действия, тот и впишет шестое слово кроссворда – «ручеек».
7. Игра «Заблудились буквы в слове»
ваод
Загадка: В речках к морю тороплюсь,
А из крана струйкой льюсь. (Вода).
Ручейки, лужи сбегают с пригорков в реки и озера. Вода разливается. Следующее седьмое слово кроссворда у нас – «вода».
Сколько звуков слышится в этом слове?
Сколько букв надо писать?
Сколько слогов? Почему?
8. Игра «Прочти слово через букву» :
ПУОСЧАКТИ
Что мы знаем о почках? Рассказывают дети.
Восьмое слово в кроссворде – «почки».
9. Игра «Рассыпались слоги»?
ба вер
на лу
бо не
Загадка: Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо).
Последнее составленное слово: «небо» - девятое слово кроссворда. Сколько в этом слове слогов? Почему? Каким стало весеннее небо? Кто лучше расскажет о весеннем небе, тот вписывает девятое слово кроссворда – «небо».
10. И последнее весеннее слово кроссворда. Скажите ребята, как тает снег ранней весной?
Снег начинает таять местами, неравномерно, на обогреваемых солнцем местах.
Как называются такие места?
Кто хорошо расскажет о проталинах, тот впишет последнее слово нашего кроссворда – «проталина».
11. Ключевое слово по вертикали получилось «Подснежник». Звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник».