Наталья Леднёва
Консультация «Уметь общаться — в счастье купаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Уметь общаться — в счастье купаться
МДОУ Детский сад комбинированного вида № 29 «Пчелка»
Сообщение
Тема:
«Уметь общаться – в счастье купаться»
Воспитатель: Леднева Н. А.
Серпухов 2021г.
Задача воспитателя – воспитание свободной личности. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей? Как ребенка, уже умеющего говорить, научить разговаривать? Вопрос актуальный. Это не одно и то же.
Публикация «Консультация „Уметь общаться — в счастье купаться“» размещена в разделах
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащает сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, свое поведение, а следовательно, и личность в целом.
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.
Разговаривать – беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребенка, тем сильнее его стремление к общению окружающими людьми. Старшие дошкольники болезненно ощущают имеющиеся у них недостатки речи, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и ко взрослым.
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора выработки навыков эффективного общения. Чтобы такие навыки у детей выработались, нужно создать им определенные условия.
В первую очередь, это развивающая среда. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева. Поэтому во всех возрастных группах большое внимание уделяем предметно – пространственной среде. Ведь дошкольная группа – это среда обитания ребенка, в которой он находиться большую часть времени и может реализовать свои интересы.
Поэтому, насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности: в познании, в движении и в общении. Все игровые материалы и пособия, предназначенные для детей, находятся в доступном месте, функциональны, востребованы ими в самостоятельных свободных видах деятельности, что обеспечивает необходимые условия для самореализации детей с разным уровнем развития. На практике доказано, что дети себя чувствуют комфорте и увереннее, когда занятия и свободная деятельность проходят за столами, соединенными в общий большой стол.
Разнообразные виды театра, познавательная литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудио – и видеотека, картотека художественного слова, игротека «Говори правильно, рассказывай понятно, разговаривая вежливо», книжки – самоделки, коллажи, познавательные альбомы являются важными составляющими развивающей речевой среды в группе.
Вторым условием – и не менее важным для развития навыков эффективного общения – является широкая речевая практика. Дети должны иметь возможность общаться не только со своими сверстниками, но и с детьми младше и старше себя. Мы стараемся обеспечить детям такую возможность. Совместные праздники, театрализованная деятельность, выставки, походы «в гости», шефство над самыми маленькими, обмен подарками сюрпризами. Для детей важно общение и со взрослыми. Но это общение не должно замыкаться на тех, кто работает в детском саду. Поэтому частыми гостями детей являются артисты детских театров, выпускники детского сада прошлых лет, учителя школ.
Третьим условием эффективного общения является детское речевое творчество, его поддержка и развитие. Необходимо создавать условия, помогающие детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью. Это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей в форме творческой мастерской.
Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно – образовательного процесса: каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Творческая мастерская как нетрадиционная форма речевой работы с детьми имеет ряд особенностей:
• Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности
• Импровизационный характер деятельности
• Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога
• партнерские взаимоотношения педагога и ребенка
• атмосфера эмоционального подъема
• невозможность детального планирования и выстраивания перспективы
• открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал
• быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения, незаметный для самого ребенка.
Педагогу при этом нужно:
1. не мешать ребенку творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию, довериться ему в минуты творческого поиска, который сам чувствует и знает, что ему нужно.
2. самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
Существование серьезного противоречия между желанием детей и нормами, которые регламентируют деятельность ДОУ, делает эту форму речевой работы с детьми актуальной и современной. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку» : сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели, т. е. реализуют свои интересы по собственной инициативе.
Мы понимаем программу как руководство к деятельности, а не как строгое методическое указание. Для творческой мастерской характерны психологическая свобода и безопасность, разумная дозволенность, игра, спонтанность. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской, дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку.
Наши дети сочиняют сказки, сказочные истории, составляют загадки, пробуют свои силы в составлении рифмованных текстов. К. И. Чуковский писал о маленьких детях как о «природных лингвистах». Мы на практике убедились детскому «особому языковому чутью» поддается любой жанр.
Такая творческая деятельность формирует у дошкольников любознательность, чуткость к слову. Имея опыт творческой работы со словом, в повседневном общении дети также начинают широко использовать лексическое богатство родного языка, у них появляется грамматическая чуткость, развивается бережное отношение к родной речи.
В процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей, а это помогает им стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Любая совместная, продуктивная деятельность детей дает возможность формировать у них положительное отношение к сверстникам, партнерам по играм. Непринужденное общение, в свою очередь, способствует развитию детского коллектива. Все это является прямым подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться – в счастье купаться».