ОЛЕСЯ ПЕНЯЙКИНА
«Умелые ручки». Кружковая работа по лепке из соленого теста во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Публикация «„Умелые ручки“, Кружковая работа по лепке из соленого теста во второй младшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Особенность программы «Умелые ручки» в том, что обычно в детском саду, школе на занятиях по лепке используется только пластилин. Отличительной особенностью является использование нестандартного материала для работы.
Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
СПОСОБЫ ЛЕПКИ :
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Мука - 300г (2 чашки)
Соль – 3оог (1 чашка)
Вода – 200мл.
СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТЕСТА :
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА :
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав;
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века;
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
-Развитие познавательных способностей ребенка;
-Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
-Создание условий, необходимых для психологического комфорта;
-Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации;
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников.
Формировать способность к изобразительной деятельности.
Воображение и творчество.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
- формирование практических умений и навыков;
- обучение разнообразным приемам и методам;
- учить создавать коллективные работы.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- побуждение к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
На данных занятиях дошкольники активно развивают творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получают навыки полноценного общения. А также включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие формы;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
На развитие речи, мышления;
• На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядно – образный материал:
1. Иллюстрации и репродукции.
2. Наглядно - дидактический материал.
3. Образцы работы.
4. Игровые атрибуты.
5. Стихи, загадки.
6. Беседы.
7. Открытки для рассматривания.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 15 минут.
Перспективное планирование по изобразительной деятельности
Занятие 1
«Вот так тесто!». Познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук.
Занятие 2
«Путешествие в «Круглую страну»
Обследование предметов округлой формы различных размеров, лепка шаров различных размеров, расплющивание шаров в круги.
Занятие 3
«Путешествие в «Круглую страну»
Обследование с закрытыми глазами предметов шарообразной круглой формы. Раскрашивание кругов и шаров, слепленных на предыдущем занятии. Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции. Упражнять в различии цветов.
Занятие 4
«Солнышко»
Познакомить детей с формой круга и шара, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику, мышление, воображение.
Занятие 5
«Фрукты»
Учить лепить широкую, невысокую посуду, в определенной последовательности: (скатывать шар, расплющивать его в диск, загибать края). Учить скатывать шары одинакового размера. Практическая работа : лепка фруктов из цветного теста.
Занятие 10
«Бублики»
Учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, свертывать палочку в кольцо, соединять концы, прижимая их, друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца.
Занятие 11
«Мышка-норушка» Учить детей лепить мышку на основе конусообразной или яйцевидной формы (по выбору педагога). Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек - семечек, для хвостика - верёвочек, для глаз - бусинок или бисера). Развивать чувство формы и мелкую моторику. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.
Занятие 12
«Мышка-норушка»
Учить раскрашивать изделия после просушки.
Упражнять в смешивании красок.
Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат своей работы.
Занятие 13
«Я пеку, пеку, пеку…»
Учить детей лепить угощение для кукол из солёного теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск, пряник (полусфера, колобок (шар, пирожок, вареник (диск или круг, сложенный пополам, бублик (тор, кольцо) и т. д. Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.
Занятие 14
«Я пеку, пеку, пеку…»
Учить раскрашивать хлебобулочные изделия красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы.
Занятие 15
«Ёлка-новогодняя красавица»
Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы.
Цветное тесто, картонная заготовка.
Занятие 16
«Ёлка-новогодняя красавица»
Украшение изделия из подручных средств Учим выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфетти и др.) образ праздничной новогодней ёлки.
Занятие 17
«Ёлочные украшения»
Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки : раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.
Занятие 18
«Забавные рыбки»
Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать упрощенные фигуры, украшать их налепами, природным материалом. Совершенствовать умение оформлять поделки точками, полосками и т. д. Развивать воображение. Воспитывать активность и инициативность.
Занятие 19
"Рамка для фотографии".
Лепка фона рамочки. Закрепить все способы лепки, которые изучали на предыдущих занятиях. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
Занятие 20
"Рамка для фотографии".
Лепка сюжетных деталей рамочки. Продолжить освоение техники рельефной лепки.
Развивать чувство композиции и фантазию, размещая произвольные детали на заготовленном фоне для рамочки.
Занятие 21
«Портрет папы»
Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. Развивать наблюдательность, чувство пропорции. Поощрять самостоятельность и творчество.
Занятие 22
«Портрет папы»
Раскрашивание изделия. Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции.
Занятие 23
"Вот ежик - ни головы, ни ножек".
Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками»- спичками, семечками, зубочистками. Развивать чувство формы и мелкую моторику.
Занятие 24
«Цветочек для мамы»
Совершенствовать умение расплющивать исходную форму шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.
Занятие 25
«Цветочек для мамы»
Раскрашивание изделия. Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике
Что должен уметь ребё нок к концу 1-го года обучения:
-отделять от большого куска небольшие комочки
-раскатывать комок теста прямыми движениями;
-раскатывать комок теста круговыми движениями;
-сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
-соединять концы;
-сплющивать между ладонями комок теста;
-соединять 2-3 знакомые формы;